1973

2158 дней назад, автор: Светлана Береговая

 

Путь к успеху.

http://www.youtube.com/user/AbbaVEVO#p/u/8/TL0EoXdpOqg

Когда Бьерн и Бенни написали Ring Ring, то поняли, что это – лучшая песня, из всех до той поры созданных. Поэтому сразу же был сделан заказ на аренду студии «Метроном» 10 января 1973 года, а вечером накануне Бьерн, Бенни сидели дома у Микке Третова и обсуждали с ним, как лучше записать эту песню. Микке как раз недавно прочел книгу о технике звукозаписи легендарного продюсера Фила Спектора и рассказал о ней. Техника эта состояла в сведении бесчисленных вариантов звучания одних и тех же инструментов так, что они сливались в ставшую знаменитой «звуковую стену» до такой степени, что невозможно было различить вклад одного инструмента от другого. Бьерн и Бенни, которым всегда нравились записи Спектора, согласились попробовать записать Ring Ring подобным образом.

http://www.youtube.com/watch?v=J1NF7O3RAOA

http://www.youtube.com/watch?v=dK6md-flmyk
Микке, продолжая экспериментировать с магнитофонами, заметил к тому времени, что звучание инструментов можно сделать более глубоким, если изменять скорость записи, добавляя очередной «подклад». Поэтому он просил музыкантов играть немного фальшиво в некоторых местах. При изменении скорости записи звука, а потом возвращении к нормальной скорости при воспроизведении – это давало фантастический эффект. Именно такая техника звукозаписи была использована для фона Ring Ring. Метод изменения скорости записи сразу стал одним из важнейших элементов в «звуковом образе» группы АББА и часто использовался на всем протяжении ее карьеры. В шведской версии Ring Ring, например, скорость, видимо, была изменена так радикально, что в некоторых местах – если слушать внимательно – можно услышать голоса, звучащие как мышки в диснеевском фильме «золушка».


http://www.youtube.com/watch?v=LFGLR39d7HQ&playnext=1&list=PLEF6D112846F73AC2&feature=results_main
http://www.youtube.com/watch?v=986zjUKXkzs
http://www.youtube.com/watch?v=Y3rH4bwAV_o&feature=related

10 февраля отборочный конкурс для Фестиваля песен Евровидения транслировался по телевидению и, к большому удивлению всей четверки, они оказались всего лишь на третьем месте.
«Я играл в том году в фестивальном оркестре, – говорит Янне Шаффер, – и помню, как они после объявления результатов сидели в ложе. Никогда не видел людей в более подавленном состоянии!».

Проигрыш был обусловлен, вероятно тем, что жюри отборочного конкурса состояло из музыкантов, критиков и других людей, так или иначе связанных с музыкой. Очевидно, они ценили более «крепко сбитую» композицию выше, чем непосредственное ощущение «хита».

Несколько лет спустя состав шведского жюри отборочных конкурсов на Фестивали Евровидения изменился кардинально. Оно стало представлять «простых людей» со всех концов страны, своего рода «поперечный срез» всех слоев населения.

14 февраля вышел сингл

Ring Ring
http://www.youtube.com/watch?v=YYCFk0_iaho
Ah, vilka tider
http://www.youtube.com/watch?v=LJrRZ-dwwnI
на шведском языке с названием группы
«Бьерн & Бенни, Агнета & Анни-Фрид».

Песня на второй стороне сингла Ah, vilka tider («О, какие времена») должна была войти в планируемый альбом. Из заметок, сделанных в студии, следует, что Агнете и Фриде было уплачено за выступление в качестве певиц «на заднем плане».

Честно говоря, эта запись была бы совершенно неинтересной, если бы не одно обстоятельство. В ней впервые участвовал бас-гитарист Рутгер Гунарссон. Он был тем музыкантом, который фигурирует в большинстве записей группы АББА, не являясь ее членом. Данная запись была не только его первой студийной работой для Бьерна и Бенни. Это была вообще его первая в жизни запись в студии.

То, что песня Ring Ring в какой-то мере потерпела неудачу, никак не сказалось на статистике продажи ее записей. Шведская и английская версии быстро попали на первое и второе места в «Квэлльстоппен», и к концу марта было продано 100 000 экземпляров. Это очень высокая цифра и для сегодняшней Швеции. Только теперь члены группы начали осознавать, что работа вчетвером – это не только «хобби», как когда-то сформулировал Бьерн. Ring Ring пользовалась успехом и во многих других европейских странах. А вот в Англии потерпела фиаско. Три фирмы грамзаписи отказались ее выпускать, пока, наконец, она не появилась на фирме «Эпик». И все равно не попала вообще ни в какие списки.

19 февраля вышел сингл

Ring Ring
http://www.youtube.com/user/AbbaVEVO#p/u/8/TL0EoXdpOqg
She’s My Kind Of Girl
http://youtu.be/VV4u8ragmpU
http://www.youtube.com/watch?v=VV4u8ragmpU
на английском языке с названием группы
«Бьерн & Бенни, Агнета & Анни-Фрид».

Процесс записи песен АВВА был таковым – когда аккомпанемент был записан, тогда все остальное – сольную партию и гармонизирующие с ней голоса – можно было записать за один день. «Обычно мы собирались вокруг фортепиано и пропевали всю песню с начала до конца, – вспоминает Фрида.- Потом начинали работать над разными голосами. Пели с инструментами, пробовали разные стили исполнения, и только после этого начиналась запись».

Начинали обычно с припева, пели на разные голоса, в унисон, а попозже, распевшись, приступали к сольной партии. «К тому времени мы успевали хорошенько песню разучить, а значит, могли вложить в нее больше души и чувств,- говорит Агнета.- Бывало, что начинали с соло, а потом уже записывали разные голоса хора.»

Типичным для группы АВВА компонентом стала измененная впервые на этой пластинке функция сольной партии. Это тоже было заимствованием техники Фила Спектора. Вместо того чтобы выдвинуть, как обычно, голос на первый план, солиста отодвигали и микшировали голос наравне с остальными инструментальными партиями.
Это привело, в частности, к тому, что когда сингл Ring Ring был выпущен, то Шведское радио обратилось с жалобой на фирму «Полар», решив что при записи был допущен брак!..

23 февраля – родилась дочь Агнеты и Бьерна – Линда
http://www.youtube.com/watch?v=GKDc1NNQNGc
Yule Stands By Snowy Door) Nu står jul vid snöig port
http://www.youtube.com/watch?v=72NE28HyExc 

Вокал являлся одной из сильных сторон группы. Агнета и Фрида выкладывались на все сто процентов. В первые годы они, как правило, еще до прихода в студию уже были знакомы с материалом, поскольку основная часть песен создавалась у них на глазах. «Частенько мы пробовали песню дома, у фортепиано, до записи аккомпанемента. Подбирали тональность, подходящую для той из нас, которой предстояло петь,- говорит Фрида.- Шли годы и Бьерн с Бенни уже точно знали, какая высота звука нужна мне или Агнете».

МайклТретов: «Агнета и Фрида обладают поразительным контролем над своими голосами и способны на совершенно невообразимые вещи! Не только главные партии, но и подпевки они исполняют с феноменальной точностью, не утрачивая при этом «чувства» песни. Мало кто может этим похвастаться!»
Фирма звукозаписи «Полар» дала в середине февраля объявления в газеты о том, что через четыре недели выйдет долгоиграющая пластинка под тем же названием Ring Ring. А ведь для этого альбома не хватало еще трех песен! Из-за того, что Бьерн и Бенни были по горло заняты записями артиста Теда Ердестада, они успели сочинить только одну новую песню.
Love Isn t Easy ( But It Sure Is HardEnough)
http://www.youtube.com/watch?v=AQSFCy9e1ZA
Когда начали говорить об особом «АВВА-звучании» (АВВА-sound) и прочем, – говорит Бенни, – речь шла естественно, о самих песнях, о нашей аранжировке и так далее. Но попробуйте убрать Фриду с Агнетой и заменить их двумя другими женскими голосами, и знаменитый «АВВА-саунд» исчезнет быстрее молнии. Их голоса были без сомнения важнейшей частью всей нашей звуковой картины!» Готовых песен для альбома  не хватало, пришлось срочно  «откапывать» что-нибудь из старых запасов. Нашлась  I Saw It In The Mirror. Она выходила в 1970 году на 2-й стороне сингла с Билли Г-соном и была первой записью Агнеты с Бьерном и Бенни. Мелодию немного удлинили и частично изменили текст. http://www.youtube.com/watch?v=Han0AFGGFks 

Пришла помощь и со стороны Агнеты, которая время от времени сочиняла музыку, подготавливая свой новый сольный альбом. Бьерн и Бенни случайно услышали одну из ее композиций Disillusion, и Бьерн написал к ней текст.
«Я гордилась тем, что они решили и меня включить в этот новый диск,- говорит Агнета,- но все же помню и свои сомнения. Я не была уверена, достаточно ли хороша эта песня.»

«Мои требования к себе самой, как к композитору, автору текстов и певице, настолько возросли, что в конце концов я решила не писать больше текстов,- говорит Агнета.- Писать музыку и петь – это получалось у меня лучше».
Тем не менее она всегда писала предварительный (демо) текст по-английски, чтобы наметить тему для шведского варианта.
http://www.youtube.com/watch?v=QNJBvfkL0s0&NR=1
http://www.youtube.com/watch?v=rkgjkHmioSg

Так что последние, недостающие три песни были записаны буквально за пару дней. В результате получилось явное отступление от того, уже становившегося отличительным признаком группы, особого звучания АББА (АВВА – sound), характерного множеством миксов и сложным переплетением голосов и инструментальных партий. Особенно это касалось Disillusion и  I Saw It In The Mirror.

Альбом поступил в продажу 26 марта 1973 года и именно тогда «Анни-Фрид» стала «Фридой» на изданиях группы, в том числе и на новых выпусках сингла Ring Ring.

Альбом Ring Ring был не единственной долгоиграющей пластинкой группы АББА, запись которой потребовала длительного времени. Однако ни один последующий альбом не проходил такого извилистого пути от «идеи до готового продукта».

Произошло это, прежде всего, оттого, что в конце марта 1972 года, когда начались записи People Need Love – первой песни, попавшей в альбом, АББА еще не существовала как единое целое, как группа.

Другой причиной была чрезвычайная занятость Бьерна и Бенни. Они были по-горло завалены работой на фирме «Полар»  и как продюсеры, и как музыканты, выполняя различные заказы, кстати сказать, до конца 1976 года…

Подводя итог, можно сказать, что этот альбом был довольно разношерстным продуктом. Не стоит, пожалуй, предъявлять какие-то особенно серьезные претензии в адрес той или иной песни. Они совсем неплохие. Просто не было возможности сосредоточиться на создании альбома, отчего он и получился несколько неровным.

Впрочем, Ring Ring поднялась на 18-е место топ-листа «Квэлльстоппен» уже 2 апреля. А вскоре вскарабкалась и на третье место. Напомним, что сингл к этому времени находился в шведской версии на первом, а в английской – на втором месте.

Уверовав в свои силы после успеха Ring Ring, Бьерн, Бенни, Агнета и Фрида отправились 15 июня в свое первое турне по сценам Народных парков и успели за три месяца дать 80 концертов. При том, что выступали они только по субботам и воскресеньям. Удалось это отчасти потому, что их шоу длилось всего  полчаса, что не смягчило жестокого приговора критиков. Рецензент вечерней газеты «Экспрессен» назвал, например, программу «монотонной» и даже критиковал то, как группа представляла публике свои песни. Может быть все это было следствием того, что, по крайней мере, Бьерн с Бенни уже пресытились выступлениями в Народных парках.

В одном из интервью перед началом гастролей Бьерн сказал: «Выступать на сцене мне уже не кажется таким заманчивым, как раньше. Гораздо интереснее создавать мелодии в студии».

Пока четверка была на гастролях Стиккан Андерсон уже начал время от времени применять сокращение «АВВА». но в Швеции было предприятие, под этим названием. Оно выпускало рыбные консервы. Руководство согласилось. «Только смотрите, не подведите нас!» – вспоминает Фрида.

В конце октября смена названия стала свершившимся фактом.

http://www.youtube.com/watch?v=7mrmKwFE1wY

Первой тогда записанной  песней Dance ( While The Musik Still Goes On) Бьерн и Бенни остались особенно довольны.
«Она была близка к тем песням Фила Спектора времен ранних 60-х, которые мы так любили, – обьясняет Бьерн – Я помню, что писал текст в крошечной стокгольмской квартирке, которой владела студия «Полар». Название казалось мне длинноватым, но нельзя же было оставить только одно слово Dance». Это была первая песня, написанная для следующего альбома.

Suzy-hang-around

Еще одна, по-своему, «уникальная» композиция, которую тоже записывали для альбома. А уникальна она тем, что это единственная изданная песня АВВА, где Бенни один поет сольную партию. И все потому, что он сам написал текст этой песни. Больше он этого не делал.

http://www.youtube.com/watch?v=lXKTeGIr9H0

«Ни я ни Бьерн поначалу не очень то любили сочинять слова, хотя Бьерну это было легче,- рассказывает Бенни.- Бьерн мог состряпать вполне приличный текст за один день. А мне приходилось потеть две недели, и все равно я не мог продвинуться дальше первого куплета! Мне в жизни не удалось придумать ни одного хорошего текста, и в конце концов Бьерну пришлось согласиться, что будет лучше, если все тексты будет сочинять он».

http://www.youtube.com/watch?v=92L6balksi8&feature=related

Важной частью работы было планирование: как должны звучать голоса солисток, где именно должны вступить хоровые партии, как они должны звучать вместе и т.д.
«Некоторые книги и статьи пишут о нас, что «девушки мало были связаны с работой в студии» или «они делали только то, что им велели», но, это, конечно, неправда,- говорит Агнета.- Когда сам работаешь продюсером, а у меня был такой опыт, когда есть привычка к студийной работе, то многому учишься. Я знаю, что привнесла много идей относительно аранжировок, хоровых партий, «маленьких хитростей» и решения всяческих проблем».

Фрида, в свою очередь, подчеркивает творческую атмосферу в студии. «Мы много импровизировали, когда записывали хоровые партии,- говорит она.- Когда мелодия повторяется еще и еще раз, то на репетиции само собой приходят в голову разные идеи, которые мы тут же и пытались попробовать. И, если получалось, сохраняли такой вариант.

What about Livingstone

К записи этой вещицы приступили 17 октября. Эта песня показала ту, несколько путаную и «засоренную» сторону творчества группы, которая и придает особый шарм ее ранним записям. Текст о необходимости проявлять уважение, которого они заслуживают, к таким первопроходцам, как Ливингстон, вряд ли исходил из глубины сердца Бьерна.
«Это одна из тех веселых песенок, которые относятся к категории «Nina, Pretty Ballerina,- считает Бенни.- Многие из наших песен были именно такими, сделанными «со смешинкой в глазах». Money, Money, Money, например, совсем не рассчитана на то, чтобы ее принимали всерьез. Это просто слегка ироничная вещица».

24 октября 1973г. начало записи

«Honey, Honey»,
которая по популярности стала второй после Waterloo во многих странах.
«Чему учишься в таких случаях, так это тому, что никто не может точно знать заранее, как пойдет дело»,- делает вывод Бенни.
«Помню, мы с Агнетой попытались прозвучать немножко сексуально при записи этой песни,- говорит Фрида.- Не знаю, получилось ли…».

 

«Тщательность проработки деталей, стремление ничего не упустить и не оставить на волю случая были аксиомами их работы» – вспоминает Янне Шаффер.
«Мы всегда много работали над созданием хорошего «подклада», фонового звука,- говорит Бьерн.- Мы никогда не думали, что, ладно, и так сойдет, можно «замазать потом наложением струнных. Наоборот. Мы стремились к тому, чтобы основное звучание первых инструментов было уже достаточным».

Фрида: «Работали мы напряженно. С девяти утра до обеденного перерыва. А после обеда вкалывали, как говорится, до упаду. Конца рабочего времени по вечерам не было. Разве что для Агнеты, у которой были маленькие дети. И все равно мы не заканчивали работу раньше шести-семи вечера».

Если вспомнить, что работа над большинством песен АВВА означала бесчисленные сведения хоровых партий, то трудно понять, как они могли добиваться таких замечательных результатов всего за один день. Добавим трудности, возникшие после распада брачных пар. Тогда уже музыка не создавалась дома у певиц, и им нужно было выучивать песню на работе, в студии. За один день. Им хватало на это одного часа. «Наверное, мы были довольно одаренными ученицами и схватывали на лету,-говорит Фрида.- Кроме того, у нас с годами выработалась своя методика работы».

http://www.youtube.com/watch?v=RQgeHSS5JnI&feature=related

King Kong Song начали записывать 14 ноября
С этой песней связана одна история. Во время гастролей по странам европейского севера все концерты шли с аншлагом. В одном -единственном случае группа, наверняка, предпочла бы, чтобы помещение было совершенно пустым – во время исполнения песни King Kong Song.  «Это было самое ужасное, что мне когда либо случалось пережить на сцене, – рассказывал Бьерн.- – Произошло это в зале Концертного дома в Стокгольме. В песне на короткое мгновение прерывается звучание аккомпанемента ударных, и вдруг в этот момент вступает одна из девушек и начинает петь. Не с того места. Одна половина музыкантов начинает подыгрывать ей, а вторая продолжает играть, как ни в чем не бывало. Через пару минут вообще уже нельзя было понять, кто из музыкантов какую часть играет. Среди зрителей была масса наших коллег, так что стыдно было невероятно. Нам даже закончить песню не удалось как следует. Музыка просто утихла сама собой».

13 декабря – начало записи баллады

Gonna Sing You My Love Song,
которую пела Фрида, а Бенни написал к ней текст
(в последний раз в жизни).
http://www.youtube.com/watch?v=EvVngDm7IG8
http://www.youtube.com/watch?v=Gytj4dazFMo

Агнета рассказывает, что из-за их «перфекционизма», стремления довести все до совершенства, случалось, и не раз, что они возвращались к уже сделанной записи снова и снова, чтобы внести какие-то дополнительные изменения, что-то улучшить.

Шведская музыкальная жизнь была в 70-е годы разделена на две части. Одни занимались «развлекательной» музыкой, а другие «прогрессивной». АВВА была, разумеется, наиболее удачливым представителем первой группы. Представители второй сосредоточивались на левом фланге общественной жизни и исполняли песни протеста. Пластинки группы АВВА тоже разделяли на две категории – «коммерческие», сделанные специально «на продажу», и те, которые относили к «некоммерческой» музыке. В соответствии со сложившимся в те годы в Швеции культурным климатом это было равнозначным объявлению первых «плохими», а вторых «хорошими».

http://www.youtube.com/watch?v=NDFytIpijRU

Watch Оut (Берегись)
Одна из слабых песен второго альбома, по мнению Бьерна. Такая попытка в стиле хард-рока явно устарела.
«Если бы не партия гитары Янне Шаффера, эта песня вообще никуда бы не годилась.» Так отрицательно отзывается о ней Бенни сегодня.
http://www.youtube.com/watch?v=sbNjO4D1gcE

Проблемой для критиков, причем не только в Швеции, было то, что четверка была поп-группой в противоположность рок-артистам. Почти все, что было связано с АВВА, от их » добропорядочного» имиджа женатых пар и ярких одеяний до знака «registered trademark», размещенного в правом углу логотипа- все это было прямой противоположностью господствовавшему в то время мифу о рок-артистах: с их джинсами, вечным протестом молодежи, злоупотреблением наркотиками и «публичными воплями». На этом фоне АВВА казалась недостаточно «подлинной» и ее оценивали, по выражению Бенни, «не по тому, что мы делаем, а по тому, представителями чего мы в их глазах являемся».

17 декабря 1973г. в студии «Метроном» началась запись песни, ставшей решающей в карьере группы. Мелодия была готова у Бьерна и Бенни в ноябре, а Стиккану поручили сочинить текст. Первоначальную идею назвать песню Honey-Pie отбросили. Уж больно трудно было «построить» текст вокруг такого названия. Вместо этого Стиккан Андерсон выбрал Waterloo – название, которое он отыскал в книге Пелле Хольма «Крылатые слова».
Устойчивый ритм, сильный вокал, влекущий за собой припев и гениальные гитарные аккорды, придуманные Янне Шаффером, превратили Waterloo в прекрасный образец «хита». В следующем году стало ясно, что и весь остальной мир разделяет это мнение.
http://youtu.be/bRVrZ8bItD4
http://youtu.be/9RS-IEVHkTs
http://youtu.be/85yMOPKR94M
http://youtu.be/Sj_9CiNkkn4
http://youtu.be/1n9nMKZSN2cИногда при записи песен был источник конфликтов. Бьерн и Бенни настаивали на том, чтобы девушки пели как можно выше. «На грани наших голосовых возможностей», по выражению Фриды. «На эту тему всегда было много споров,- говорит Микке Третов.- Девушки обычно возражали: «Ну почему всегда надо петь так высоко?» Надо признать, что они действительно звучали гораздо лучше, когда пели выше. В их голосах появлялось больше жизни, движения». Агнета с Фридой, естественно, соглашаются с такой оценкой, а Фрида даже добавляет:»Нет ничего невозможного». Впрочем, «иногда мы ужасно сердились на мужчин и их требования», признается она. «Бенни был одержим этой идеей,- вспоминает Бьорн,- и всегда при записывании хоровых партий обращался к девушкам: «Ты не могла бы спеть это октавой выше?»  Агнета отмечает, что «когда мой голос лежал на октаву выше голоса Фриды, это создавало совершенно необычный эффект звучания». 

http://youtu.be/WCk_7dYMU04

Несмотря ни на какие разногласия с Бьерном и Бенни, нет никаких сомнений в том, что Агнета с Фридой любили работать в студии. «Самым прекрасным, с чем связывается участие в группе, было присутствие при создании песни, попытки придать ей собственное толкование», говорит Агнета. Микке Третов добавляет, что записи песен были самой гибкой частью всего процесса. «С другими артистами именно этот вид работы является самым трудным. А Агнета с Фридой, казалось, были просто созданы для этого,- говорит он.- Они вкладывали много труда, энергии в студийную работу, и никогда не было разговоров типа: «Ах, только не сегодня. Сегодня что-то нет вдохновения!»

Hasta Мananа
Эту песню начали записывать 18 декабря.
О ней подумывали как о потенциальном варианте на шведский отборочный конкурс. Название пришло в голову Стиккану Андерсону во время его отдыха на Канарских островах. Эта песня казалась им менее рискованным вариантом , поскольку она по своему характеру была ближе к стилю драматической баллады, более привычному для фестиваля. Но поскольку в этом случае все внимание было бы сконцентрировано на соло Агнеты больше, чем на группе в целом, то выбрали Waterloo.
http://youtu.be/3DinorrElWM
http://youtu.be/PrQSJ8z3dZg

Ни для кого не секрет, что в момент сведения вокала с аккомпанементом в студиях звукозаписи разыгрываются подчас форменные ссоры. В особенности в данном случае: ведь могло существовать четыре разных точки зрения на то, какой способ исполнения песни является наилучшим. Девушки никогда не боялись высказать свое мнение. «Когда находишься с человеком в близких отношениях, то, бывает, высказываешь свое мнение в такой форме, которую поостережешься применить к чужому,- говорит Фрида.- Иногда атмосфера могла быть очень даже напряженной, если нам с Агнетой не нравилось то, с чем мы работали. Если не лежит душа к тому, что делаешь, то нелегко себя перебороть».

The Story Of ABBA

http://www.youtube.com/watch?v=wT43-8aUMAw&NR=1




Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>