1974

2160 дней назад, автор: Светлана Береговая

 

WATERLOO

http://www.youtube.com/watch?v=MxDJbWXsG9k

9 февраля АББА побеждает с Waterloo в отборочном конкурсе на лучшую шведскую песню для фестиваля Евровидения. Сейчас, когда мы знаем ответы на все вопросы, понятно, что Waterloo была единственной песней из созданных к тому времени группой АББА, которая имела реальный шанс победить на фестивале. Но тогда Бьерн, Бенни и Стиккан Андерсон отнюдь не были в этом убеждены. Им казалось, что песня была недостаточно «шведской», чтобы шведское жюри остановило свой выбор именно на ней. Кроме того они опасались, что песня не будет популярной и в перспективе за рамки внутреннего шведского рынка не выйдет.

4 марта вышел сингл
http://youtu.be/n41t6x2KIpk
http://www.youtube.com/watch?v=B0RCRJz6Xeo&feature=related
Waterloo (Swedish Version)
http://www.youtube.com/watch?v=8vUTSHlcYbc
Honey Honey (Swedish Version)

Waterloo была несомненно хитом, так что группа приняла правильное решение, вернувшись к ней, то есть к исходному варианту. «Я помню, что меня спросили, какую песню я бы предпочел, – рассказывает Янне Шаффер, – и я сказал, что они будут идиотами, если не возьмут для конкурса Waterloo». 4 марта вышли обе версии Waterloo на шведском и английском, одновременно с альбомом под тем же названием.

4 марта вышел сингл

Waterloo (англ.)

http://www.youtube.com/watch?v=Sj_9CiNkkn4
http://www.youtube.com/watch?v=N-tgt7Qq3Sw
http://www.youtube.com/watch?v=3FsVeMz1F5c&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=k_fWAxqPax0
http://www.youtube.com/watch?v=kbPzhiTB46o
http://www.youtube.com/watch?v=sj5IjGFzKL8
http://www.youtube.com/watch?v=9RS-IEVHkTs&feature=related
Watch Out
http://www.youtube.com/watch?v=-Awfwi44fsM

Долгоиграющая пластинка Waterloo была сильнее Ring Ring, но, по мнению Бьерна, на ней было слишком много слабых песен и сегодня она уже не звучит убедительно. И долгоиграющая пластинка и оба сингла принесли немедленный успех. Через четыре недели после выпуска было продано 8500 экземпляров синглов, а долгоиграющих – 125 000 только в Швеции. Никогда раньше не продавалось столько долгоиграющих пластинок за столь короткое время.

Фото для обложки было снято в Мариефреде, в замке Грипсхольм с Мике Уотсоном, одетым Наполеоном. «Им нужен был кто-нибудь маленького роста, и тогда они подумали обо мне», – вспоминает Мике.

6 апреля 1974г.

Великобритания, Брайтон
Фестиваль Евровидения.

Для группы АББА начало не сулило ничего хорошего, так как уже во время репетиций возникли проблемы со звуком. Это не помешало им хорошо выступить, когда дело дошло до выхода на сцену. На большинство членов жюри это произвело убедительное впечатление, и они сделали квартет АВВА первым шведским ансамблем, выигравшим конкурс. Вся Европа вдруг узнала, кто они такие. Стиккан Андерсон приложил немало усилий к тому, чтобы Европа не слишком легко их забыла.

ABBA – Waterloo – Eurovision Song Contest 1974 Brighton UK

http://www.youtube.com/watch?v=-bgzFeqFl0w
http://www.youtube.com/watch?v=ZzywRTpX86o&hd=1
http://www.youtube.com/watch?v=3FsVeMz1F5c&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=bRVrZ8bItD4&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=sj5IjGFzKL8
http://www.youtube.com/watch?v=9RS-IEVHkTs&feature=related

Победа в Брайтоне привела к лихорадочной рекламной деятельности в оставшиеся дни апреля и, среди прочего, ознаменовалась первым выступлением в легендарной и очень важной английской телепрограмме Top Of The Pops. Затем последовали поездки в Германию и Голландию. Побывала группа с трехдневным визитом и в Париже, где была создана французская версия Waterloo, которая должна была выйти в в виде сингла во франкоязычных странах.

Несмотря на то, что ни Бьерну, ни Бенни не очень нравилось создавать подобные «европейские» версии своих песен, они понимали, что это просто-напросто необходимо.

«Когда начинается такая гонка на всех парах, как после победы на фестивале песен, когда за один день надо успеть сделать четыре фотографии группы, дать четыре интервью и еще выступить на телевидении, то тогда уж можно сделать запись и по-французски,- говорит Бенни.- К этому тоже относишься легко».

http://www.youtube.com/watch?v=khwZILMyTHo

http://www.youtube.com/watch?v=kbPzhiTB46o

Когда группа выходила на шведский отборочный конкурс в 1973 году с песней Ring Ring, они были настолько уверены в успехе, что еще тогда Стиккан Андерсон обзавелся необходимыми контактами по всей Европе, готовясь начать рекламную кампанию. Потом он был почти рад тому, что они в тот год не победили. Ведь это означало, что теперь, к моменту победы Waterloo, все контакты с граммофонными фирмами, теле- и радиостанциями укрепились еще больше.

http://www.youtube.com/watch?v=c651ANIleh0

German Language Version
http://www.youtube.com/watch?v=cB3ufLyZJpQ

http://www.youtube.com/watch?v=Gulx38oUDhE
Waterloo French

Помимо трудностей с удержанием позиций на очень важном – английском – рынке, возникли и неотложные проблемы дома, в Швеции. В середине апреля в газетах появилось сообщение, что АВВА отменила свое летнее турне по Народным паркам. Пресса подняла страшный крик. А а ведь июль был единственным потенциальным месяцем отдыха, если вспомнить обо всех рекламных кампаниях после победы на Фестивале в Брайтоне и добавить к этому все заказы, которые были у Бьерна и Бенни как у продюсеров пластинок других артистов. Кроме того им необходимо было время для написания новых песен для следующей долгоиграющей пластинки АВВА, которая планировалась к осени. Получилось, что почти весь отпускной месяц июль группа все равно провела в студии.

в апреле вышел сингл

http://www.youtube.com/watch?v=yssY8yggXao&hd=1
Honey Honey
http://www.youtube.com/watch?v=8631_otsuYQ&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=RQgeHSS5JnI
King Kong Song
http://www.youtube.com/watch?v=RSi8rTyKohw

Благодаря такой интенсивной рекламной кампании, которая продолжалась по всей Европе в мае-июне, сингл Waterloo пошел с большим успехом практически в каждой стране, где он был выпущен. 4 мая сингл Waterloo занимает первое место в английском хит-параде. Первый из девяти синглов группы АББА, который достигает высшей ступеньки популярности.

Хуже обстояли дела с долгоиграющей пластинкой. Вскоре группе пришлось пережить большие трудности в стремлении удержать уже завоеванные позиции. Первой помехой, о которую они споткнулись почти сразу. было решение заново выпустить сингл с Ring Ring. Эта песня не пользовалась в Великобритании слишком большим успехом еще и в первый свой выпуск в октябре 1973-го года. На этот раз Янне Шаффер добавил к записи немного гитары, а Ульфа Андерссона попросили наложить еще и саксофон, которого в оригинале не было вообще.

http://www.youtube.com/watch?v=dK6md-flmyk
http://www.youtube.com/watch?v=TL0EoXdpOqg&ob=av2nm

Когда шло создание новой версии, вмешался еще и представитель фирмы «Эпик Рекордс». Эта фирма грамзаписи выпускала в Англии пластинки «Полар», и, как говорит Бенни: «Партию саксофона захотели включить именно англичане, поскольку саксофон звучал в Waterloo. Это повелось с 50-х годов: когда у фирмы грамзаписи появлялся хоть один удачный хит, то хотели, чтобы и следующий хит звучал похоже». Однако сингл Ring Ring стал явной неудачей и не поднялся выше 32-го места в английском хит-параде. Отчасти по той причине, что АББА не смогла выступить с ним в передаче Top Of The Pops из-за забастовки технического персонала.

И Фрида и Агнета записывали свои сольные альбомы одновременно с работой в группе. Побочная деятельность, как можно назвать сольные альбомы Агнеты и Фриды, помноженная на рекламные задания для группы АВВА, означали, что новая долгоиграющая пластинка ансамбля не могла появиться раньше Рождества 1974 года, то есть декабря. Первые записи, однако, начались в «студии Глена» уже 22 августа, поскольку Бьерн и Бенни накопили к этому времени достаточно много новых композиций.

Первой задачей была песня So Long, которой предстояло стать следующим синглом группы. Она же стала предметом удивительного музыкального эксперимента. Для создания «эхо-эффекта» гитарного сопровождения был использован бассейн возле дома семьи Гленмарк. «В те времена было немного аппаратов для создания звуковых эффектов,- Вспоминает Микке Третов,- и мне приходилось пробовать разные приемы. Тот бассейн был весь облицован кафелем, и звук отскакивал от стен, создавая эхо большой комнаты»…

http://www.youtube.com/watch?v=tSHNZc-1cTg&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=wbOid7cdzag&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=nFXXOm9jBqQ
http://youtu.be/F1hrWakT5OQ

22 августа начинаются первые дни работы над долгоиграющей пластинкой под названием «АВВА».
So Long – «Это была неудачная попытка подражания таким группам, как Sweet и Slade, популярным тогда в Англии»- говорит Бьерн. Именно в Великобритании судьба этого сингла была еще печальнее чем Ring Ring. Хотя So Long удостоилась исполнения в телепрограмме Top Of The Pops, она вообще не попала в Англии в список лучших синглов, хотя в Швеции вышла на седьмое место, а в Германии на одиннадцатое.
«Это совсем негодная песня,- говорит Бенни».

В августе записывали Man In The Middle, которую пел Бьерн. Песня, еще один пример стремления Микке к экспериментам с аппаратурой звукозаписи для получения новых нюансов. «Янне Шаффер использовал в качестве футляра для гитары очень странную коробку. Она выглядела как умывальник, к которому присоединили массу электрических розеток и проводов,- рассказывает Микке.- Был там и разделитель октав, через который я пропустил запись голоса как раз в том месте, где он поет слова «in the middle». Да еще и повторил пару раз после припева. Получился необычный глубокий звук, похожий на голос робота, но Бьерн и Бенни сказали: «Нет, это никуда не годится, убери это». Но мне все же удалось «протащить» одну такую фразу и она слышна на пластинке в самом конце песни, на затухании звука».

http://www.youtube.com/watch?v=CaVAf6T5kkY&feature=related

Man In The Middle,
по словам Бенни -»неудавшаяся попытка подражания Стиви Вандеру.»

Песня SOS первоначально называлась Turn Me On, она стала одним из классических произведений группы АВВА.
«Работать над ней было крайне интересно,- рассказывает Бенни.- Я помню, что запись была практически готова, когда мы решили наложить сверху те гитарные фразы и звуковые эффекты (mini-moog), которые слышны на протяжении всей песни». Бьерн помнит, что название SOS было придумано Стикканом Андерсоном. Он же сочинил и текст, который позже был значительно изменен. Одной из причин, почему Стиккан Андерсон перестал писать тексты для группы АВВА , было то, что Бьерн просто-напросто лучше владел английским. «Английский – не родной для меня язык и никуда от этого не деться»,- было единственным комментарием Стиккана в этом отношении.

http://youtu.be/f19GKcZU1vg
http://youtu.be/0C-qzCza4nc
http://youtu.be/skx08cQqRvA
http://youtu.be/PFaK7UFGcNo

«Тщательность проработки деталей, стремление ничего не упустить и не оставить на волю случая были аксиомами их работы, – вспоминает Янне Шаффер. – Это многому меня научило, и я следовал этим принципам и в моей работе над собственными пластинками. За исключением, пожалуй, того, что я не проходил через всю музыкальную историю в поисках подходящего стиля!» Такой долгий поиск нужного типа аранжировки приводил, естественно, к тому, что рабочие дни были очень длинными. Музыканты не уходили из студии до десяти часов вечера. «Мы всегда много работали над созданием хорошего «подклада», фонового звука, – говорит Бьерн. Мы никогда не думали, что, ладно, и так сойдет, можно «замазать» потом наложением струнных. Наоборот. Мы стремились к тому, чтобы основное звучание первых четырех или пяти инструментов было уже достаточным. Невозможно допустить неверный звук бас-гитары или вступление басового барабана не там, где надо. Все эти детали должны быть на месте с самого начала.


Hey Hey Helen начали записывать в сентябре
http://www.youtube.com/watch?v=HSa86pFukDE
http://youtu.be/nfZQk510NcY
http://youtu.be/u15ff_e-NjM

Все музыканты, мнения которых распространены в этой книге, говорили о невероятной способности Бенни играть час за часом, не переставая и не уставая. «Когда он начинал играть, его не возможно было остановить, – рассказывает Рутгер Гуннарссон, а ударник Пэр Линдвалль назвал Бенни » огромной музыкальной табакеркой, из которой струится нескончаемый поток музыки». А вот Бьерн, напротив, обычно не играл при записи первого «подклада», особенно в позднем периоде деятельности АББА.  «На этой, первой стадии записи, он больше играл роль продюсера, оценивая и выбирая лучшие идеи и варианты игры, – говорит гитарист Лассе Велландер, – и это имело огромное значение». Возможно, что в шутке Рутгера Гуннарссона содержится некоторая доля правды, когда он говорит, что «если бы не Бьерн, то Бенни и по сей день продолжал бы играть, а мы так бы ничего и не записали!»

http://www.youtube.com/watch?v=a4CpZZFdmr0
http://www.youtube.com/watch?v=c-P1KgxK4vE

Rikky Rock «N» Roller
была одной из многих попыток этого периода «уловить дух времени» и отличалась «утопленным в эхо» пением Фриды и Агнеты.
Случалось, что к Бьерну и Бенни по-прежнему обращались продюсеры других артистов с вопросом, нет ли чего лишнего, что им не жалко было бы отдать. Именно эту песню они и отдали Йерри Вильямсу.

http://www.youtube.com/watch?v=_s8K_qgGnVs

15 сентября начинается работа над записью
I ve Been Waiting For You.
Именно она стала одной из самых сильных произведений группы этого периода. Бенни, правда, был не вполне доволен немного «подвывающим» звуком.
Недовольство записью никак не касалось пения Агнеты. «Я считаю, что она очень хорошо исполняет свою партию,- говорит Фрида.- И на этой пластинке, и когда мы пели на концертах».
«Это прекрасная баллада, из которой так ничего и не вышло,- говорит Бьерн.- А она достойна лучшей судьбы».
http://youtu.be/q3PU58p96MM
http://youtu.be/fZ7C127Q-GY

Если рассмотреть повнимательнее те песни группы, в которых речь идет о проблемах, связанных с отношениями мужчины и женщины, то интересно отметить некоторую разницу между теми композициями, которые пела Агнета, и теми, что исполняла Фрида. Даже когда Фрида выступает в роли отчаявшейся женщины, все равно остается хоть капля надежды на будущее и решимость преодолеть стоящие перед ней проблемы.

Агнете же, напротив, часто довелось исполнять роль одинокой женщины на такой грани отчаяния, что она даже не находит в себе сил порвать с возлюбленным.
«Конечно, я всегда знал заранее, когда писал текст, кто именно из девушек будет его петь,- говорит Бьерн. – Возможно, голос Агнеты представлялся мне более насыщенным грустными тонами. Но все же я никогда сознательно не старался приспособить атмосферу текста или его тему к голосам исполнительниц».

BANG-A-BOOMERANG
Так и не выпустили осенью. Решено было «пожертвовать » этой песней для шведского отборочного конкурса на Фестиваль песен Евровидения 1975. Исполняли ее Свенне и Лотта и заняли с ней только третье место.
АВВА, не пожелавшая дать «исчезнуть» такой сильной песне записала ее со своим вокалом и включила все же в собственный альбом.

16 сентября начали записывать

Terra Del Fuego,
которая вышла только в 1994г.
под названием
Here Comes Rubie Jamie
в составе песен, вошедших в комплект компакт-дисков
CD-box: Thank You For The Music.

http://youtu.be/GViHllEEwq4

29 сентября 1974 года АВВА впервые отправилась в США с трехдневным рекламным визитом, который предполагал, в частности, выступление в телепрограмме Mike Douglas Show.

К тому времени Waterloo заняла шестое место в американском списке Billboard, а теперь актуальной была их Honey, Honey, которой предстояло добраться максимум до №27. Это относительно низкое место указывало на то, что США, как и Англия, решили повернуться к группе АВВА спиной. Однако, в отличие от англичан, американцы так никогда и не приняли в свои сердца группу, несмотря на многочисленные хиты разного достоинства, появлявшиеся в последующие годы.

Вернувшись из Америки, группа занялась репетициями к предстоящим гастролям по Европе, которые должны были начаться в ноябре, а так же продолжила работу над новой долгоиграющей пластинкой. Тогда и было записано Intermezzo №1, попытка соединить классическую музыку с роком. Эта мелодия стала своего рода сольным номером Бенни на всех последующих гастролях АВВА.  «Помню, как я был удивлен тому, что АВВА попытались создать подобную комбинацию поп- и классической музыки, – вспоминает гитарист Лассе Велландер о работе над «Интермеццо №1″.- Поскольку сама композиция не повторяется в точности ни в одной из партий, то выучить ее наизусть было довольно сложно. Но я и сейчас считаю, что это классная вещь!»

Еще одним интересным фактом является то, что это произведение имело первоначально рабочее название «Мелодия Баха» или «Мотив Баха», что указывает на И.-С.Баха, как на одного из любимых композиторов Бенни.

«Крайне трудно определить, сколько и чего именно вносит в композицию каждый из нас или кем в отдельности что-то сделано,- говорит Бенни. – Если мы решаем вместе и наши мнения совпадают в том, какие партии композиции останутся, а какие нужно выбросить, то тогда можно сказать, что мы участвуем в работе на равных. В этом отношении разница между сочинением музыки в одиночку и работой вдвоем – огромна».

Если «Интермеццо №1″ является примером многосторонности и разнообразия музыкальных влияний, которые легли в основу творчества группы АВВА, то другая композиция, записывавшаяся почти одновременно, указывает на одну из слабых сторон ансамбля.
Речь идет о песне Rock Me, которая вопреки названию и хрипловатому пению Бьерна, скорее все же относится к стилю поп, чем рок-музыки.
http://youtu.be/xyImJhdqTlc
http://youtu.be/vvCgXaQADdw
http://youtu.be/I_JqxxtzkMw

Многие припоминают, что в студии эта песня звучала намного грубее и ближе к стилю рока, чем тот «причесанный» вариант, который группа выбрала после сведения.
«Я не могу припомнить ни одной их песни, которая бы удалась в стиле рока,- говорит Микке Третов. – Просто, наверное, потому, что к этому жанру душа не лежит ни у Бьерна, ни у Бенни».
С этим согласился Бенни и добавил:»Порой хочется попробовать себя и там, где не очень-то получается».
Бьерн даже сожалел, что АВВА не была «более роковой» группой и констатировал, что такой тип музыкального материала им не удавался. «Мы были гораздо лучше в «чистом поп-стиле», но как только возникала мелодия чуть ближе к року, то в нас снова загоралась вера в то, что из нее может получиться что-то приличное. В конце концов, нам, к счастью, хватало здравого смысла для того, чтоб отбросить неудавшийся вариант».

в октябре начали записывать
Crazy World,
которая вышла только в 1994г.
в составе песен, вошедших в комплект компакт-дисков
CD-box: Thank You For The Music.
http://youtu.be/VHRfX66OGZA

17 ноября АВВА отправилась в свое первое турне по Европе. Гастроли пришлось отложить на две недели из-за запаздывания с записью нового альбома, да еще и выступлений летом в целях рекламы. Аккомпанировала в турне шведская группа Beatmakers.

Концерты были даны в Дании, Германии, Австрии и Швейцарии. Трудности с удержанием успеха весны и лета отразились, в конце концов, и на этих гастролях, которые были успешными лишь на половину. Складывалось впечатление, что пропасть между «штампом» победителей Евровидения и желанием утвердить себя в качестве поп-группы были слишком велики для европейской публики. Все билеты были распроданы только на один – премьерный – концерт в Дании.

После записей и рекламных выступлений в Англии наступила очередь последней перед Рождеством 1974 года задачи группы. АВВА должна была записать первое после Фестиваля песен Евровидения выступление на шведском ТВ. Надо сказать, что первые пять лет после международных успехов АВВА были, казалось, отмечены каким-то общим нежеланием Шведского радио (совместного тогда АО Радио и ТВ) предоставить квартету возможность выступить в какой-нибудь из телепрограмм. Поэтому типичным кажется тот факт, что выступление группы АВВА в передаче «Новое-старое», стало возможным благодаря отмене участия в ней шведской группы  Family Four. Как бы там ни было, шведские телезрители смогли познакомиться с исполнением ими песен So Long и I ve Been Waiting For You в начале января 1975 года, когда передача вышла в эфир.

http://youtu.be/nFXXOm9jBqQ http://www.youtube.com/watch?v=aZxdMBuorMg
So Long
18 ноября вышел сингл
I’ve Been Waiting For You
http://youtu.be/J5K7wfGCqnM

Хотя большинство произведений пары Андерссон – Ульвеус появилось на свет в результате тесного сотрудничества обоих партнеров, нельзя не признать, что большинство музыкальных идей исходило от Бенни, тогда как на Бьерне лежала главная ответственность за тексты. Бьерн говорит, что если их роли в дуэте и изменились с годами, то только в сторону еще большей специализации. Теперь случается так, что он лишь пишет тексты к уже готовым композициям Бенни.

The Story Of ABBA

http://youtu.be/wL12M1QNyVI

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>