1976

2354 дня назад, автор: Светлана Береговая

Мировая популярность.

14 января 1976 года группа АББА исполняет песню Mamma Mia для английской ТВ-программы Top Of The Pops в Лондоне. Через две недели эта песня выходит на первое место английского хит-парада. Впервые почти за два года.

http://youtu.be/q5d6cPSOzTI

Проблемой стала необходимость выбора песни,которой предстояло стать следующим после Mamma Mia синглом. Что предпочесть: Fernando или Dancing Queen? «Я помню, что мы с Бьерном считали Dancing Queen лучшим из всего нами сделанного, – говорит Бенни. – Однако Стиккан Андерсон и слышать не хотел о том, чтобы выпустить ее до Fernando. ничего плохого о Fernando не скажешь, но, быть может, в ней слишком много оставалось от шлягера, тогда как в Dancing Queen мы сделали большой шаг вперед».

Стиккан Андерсон добился своего, и сингл Fernando, вышедший в марте 1976 года, занял третье место в Великобритании. Это повлекло за собой необходимость целого ряда рекламных поездок как в Англию, так и во многие другие европейские страны.

В марте вышел сингл

Fernando
http://youtu.be/4ohr4P8E_io
Hey, Hey, Hellen
http://youtu.be/RUTN3_c-Uq8

В начале марта группа съездила на десять дней в Австралию, где пользовалась неслыханной популярностью. После переломного лета 1975 года Mamma Mia стала первой песней, занявшей высшее место в пяти подряд хит-парадах Австралии, и всю страну охватила настоящая АББА-мания.

Самым поразительным, наверное, был результат показа записанного группой телевизионного шоу. АББА-шоу, во время его трансляции в Австралии, привлекло большее число телезрителей, чем первый визит человека на луну в 1969 году.

http://youtu.be/oEpvWjpPerc

После возвращения домой группа всерьез взялась за работу над своим новым альбомом, который получил название Arrival -»Прибытие». Микке Третов к тому времени уволился из Glen Studio, став «вольным художником», выполняющим отдельные заказы. Это означало, что теперь АВВА могла записываться когда и где угодно. А поскольку любимой студией была «Метроном», то и весь альбом записывался там ( за исключением «Dancing Queen», которая по частям была записана в других студиях).

Первая записанная песня открыла собой целую серию сильных композиций, объединенных темой «браки и проблемы».

После двух предыдущих рабочих названий Стиккан Андерсон придумал название   Knowing Me, Knowing You.

http://youtu.be/1C4c5L77Dk8
http://youtu.be/iUrzicaiRLU
http://youtu.be/H3r7YQ2Da-c

«Я считаю, что Knowing Me Knowing You входит в пятерку наших лучших записей,- говорит Бенни. – Единственной проблемой, возникшей после ее выхода, было чье-то письмо, в котором утверждалось, что небольшая часть музыки совершенно идентична отрывку из известной композиции. Право же, это был явный  сбой, «несчастный случай» в производстве, так как мы все эти годы стремились избегать подобных вещей. Как только у нас появлялось ощущение, что мы написали мелодию, которая уже существует, мы обзванивали музыкальные издательства и спрашивали, узнают ли они ее. И если они находили подобную, то мы немедленно отказывались от своей мелодии. Сейчас же, похоже, народ, и глазом не моргнув, использует длинные фразы чужих композиций в своем материале, и никто на это не обращает внимание».

24 марта начинаются записи That’s Me

http://youtu.be/mP_dk429rbc
http://youtu.be/VVPclGzM770
http://youtu.be/l1jnXiR-KOU
http://youtu.be/zPcrbGACT1g

Happy Hawaii и Why Did It Have To Be Me.
Наглядный пример работы Бьерна и Бенни методом аранжировки одной и той же мелодии разными способами. Сначала Why Did Have To Be Me была представлена в демонстрационной записи в стиле Фэтса Домино с партиями фортепиано и гитары, причем Бьерн многократно повторял одну и ту же строчку «Why Did It Have To Be Me».

Затем Бенни решил, что не помешает добавить аранжировку в гавайском стиле. В апреле в том же духе была сделана запись инструментов, Стиккан Андерсон написал текст на тему отпуска на Гавайских островах Happy Hawaii. Агнета и Фрида исполняли основные вокальные партии.

http://youtu.be/353npO6ZJP0

Четырьмя месяцами позже «гавайская» концепция перестала их устраивать, и было решено поискать что-нибудь другое. Попробовали аранжировку в стиле «кантри» на текст под названием Memory Lane. Все равно чего-то не хватало. Так как у Бьерна все еще не было собственной песни для нового альбома, то пришли к блестящему решению – вернуться к первоначальному стилю Фетса Домино, переработать части мелодии, а ту единственную фразу, которую Бьерн пел на демо-пленке, развить в целый текст.

«Почему-то, когда пели мы с Агнетой, эта мелодия звучала совершенно неинтересно,- говорит Фрида.- Голос Бьерна превратил ее в нечто совсем иное».

http://youtu.be/SXDzP9YMBCs

Happy Hawaii – первая студийная запись мелодии в «гавайском» стиле – была затем использована в австралийской серии мультипликационных фильмов, иллюстрировавших некоторые песни группы.

Учитывая, что этот вариант теперь стал достоянием общественности, решено было в начале 1977г. поместить его на обороте сингла «Knowing Me, Knowing You».
«Нам казалось интересным показать публике, в каком виде песня была задумана с самого начала,- объясняли это члены квартета, когда их спрашивали.- К тому же многие слышали демо-запись Happy Hawaii и думали, куда она подевалась?».

http://youtu.be/Vvxi979tpic
http://youtu.be/x3T05DpgUvU

Вообще, принято было думать, что хорошо было бы в каждом альбоме записывать хотя бы одну песню в исполнении Бьерна. Для разнообразия. Хотя песни сочинялись прежде всего для исполнения их Агнетой и Фридой.

«Если девушки пели каждая по четыре штуки, то мне доставалось что-нибудь из песен, которые записывались к концу работы над очередным альбомом,- говорит Бьерн.- Конечно, требовалось еще и чтобы я смог спеть ту или иную песню, и чтобы в ней было не слишком много долгих гласных, которые я бы просто не смог вытянуть, и тому подобное».

Наконец песня Why Did It Have To Be Me была записана в аранжировке рока и заняла потом свое место в новом альбоме.
http://youtu.be/dNZtlLW19uM

Money Money Money
Немного необычная эта песня, с чертами кабаре, стала тем, чем она стала, благодаря главному правилу Бьерна, который считал, что «ощущение» текста и его «звучание» должны всегда быть на первом плане.

«Я действительно полагаю, что звуковое оформление текста так же важно, как и его содержание,- объясняет он.- В популярной музыке идея текста должна быть подчинена звучанию. Самое важное- это чтобы верные гласные звуки попали на свои места. Конечно, было бы прекрасно, если бы можно было найти тему, по-настоящему важную, да еще объединить ее с текстом так, чтобы песню удобно было петь. Но иногда это просто невозможно.

Название Money было рабочим названием песни с самого начала. Однако я считал, что и без того уже более чем достаточно песен с темой деньги. Так что я попытался ввести фразу, которая бы заканчивалась в припеве на слово «цыгане», вместо «деньги», но рифмы не получилось, вышло как-то топорно. Пришлось вернуться к первоначальному заголовку «Деньги Деньги Деньги».

http://youtu.be/09y7r8q9ka8
http://youtu.be/ZZg2d2DnKFQ
http://youtu.be/asJyn6bDFRU
http://youtu.be/WCkOmcIl79s
http://youtu.be/8UOPNIqQaRM

Песня Money Money Money имеет некоторую связь с сольным альбомом Микке Третова «Lets Boogie», который он тогда записал. На нем есть несколько песен, где члены квартета АВВА поют и играют. Агнета, например, даже играла партию фортепиано в песне Moonbeams, что было довольно типично для этого проекта, характерного своим «экспериментированием». Это относится и к записи песни Sandwich.

«Забавно то, что там Бенни наигрывает на фортепиано один фрагмент, который ужасно напоминает музыкальную фразу, звучащую перед самым припевом в Money Money Money- говорит Микке. – Она уже явно возникла в его голове, и он, видимо, решил попробовать ее в моей песне, чтоб послушать, хорошо ли получится!»

Пока группа была занята сочинением и записями своей новой долгоиграющей пластинки, сначала в Германии, а потом и по всему миру разлетелись странные слухи о том, что якобы все члены группы АВВА, кроме Фриды, погибли в авиакатастрофе. Началось это, видимо, с того, что некий Юрген Блаус позвонил на западногерманскую радиостанцию, утверждая, что он якобы слышал о крушении самолета по радио в ГДР.И хотя группа АВВА дала множество интервью, в которых уверяла, что все они в высшей степени живы и здоровы, прошло немало времени, прежде чем десятки тысяч фанов квартета, в отчаянии непрерывно звонивших на «Полар» и другие студии звукозаписи наконец успокоились и убедились в том, что в этой истории нет ни крупицы правды.

18  июня 1976 АББА исполняет Dancing Queen на специальном гала-концерте, посвященном бракосочетанию короля Швеции Карла XVI Густава и Сильвии Соммерлат, которая на следующий день становится королевой Швеции. Концерт транслировался по телевидению накануне свадьбы королевской четы, и АВВА были среди его участников единственными поп-исполнителями.
Поначалу они не знали какую песню выбрать, перебирая записанные в последнее время треки, пока не вмешался Бенни: «У нас же есть «Dancing Queen» – для такого случая самая подходящая вещь». На том и порешили.
На сцену они вышли в костюмах эпохи барокко, позаимствованных в Королевской шведской опере Стокгольма. Как ни странно, многие впоследствии считали, что песня была написана специально в честь королевы Сильвии. В свои 33 мисс Соммерлат, возможно, все еще оставалась «юной и милой», но ей никак не могло быть «всего семнадцать»
http://youtu.be/qk_Vu6AcbWg

Инцидент со слухами о гибели группы слегка напоминает слухи, распространившиеся в 1969 году о том, что якобы Пол Маккартни уже много лет как умер, а его место в группе «Битлз» занимает его двойник. В случае с группой АВВА происшедшее стало неприятным напоминанием о том, что они относились теперь к числу крупнейших звезд мира в области поп-музыки.

В июле начинаются записи Tiger
http://youtu.be/wWQ7wrPyUe0
http://youtu.be/aEp4xavo2_o
http://youtu.be/CBCjjJD6bqc

Песня When I Kissed The Teacher одна из тех, где АВВА удалось сохранить ту искорку в глазах, то «легкомыслие», которое в ранние годы было значительной составляющей особого очарования ансамбля. И хотя эта песня никогда хитом не стала, в новом альбоме она явилась одной из наиболее удачных. Впечатляющее вступление акустических гитар делало ее самой подходящей для роли открывающей альбом песни.

«Я считаю, что это одна из наших лучших записей,- говорит Бенни.- Помню, что мы очень много над ней работали, особенно с хоровыми партиями. Кроме того, в песне два разных темпа – сначала, когда вступают акустические гитары, медленный, а потом быстрый. Не сразу удалось это совместить, придумать как добиться гармонии между этими частями».

http://www.youtube.com/watch?v=_DsFtnw7Rko

http://www.youtube.com/watch?v=JYh_vGM3kTk

http://youtu.be/A87YG_etVos

В июле началась запись песни Dum Dum Diddle. Допустимы, конечно, разные мнения о том, насколько «пустяковой» позволено быть той или иной песне, но в одном случае по крайней мере два участника – Фрида и Бьорн – согласны: песня Dum Dum Diddle явно перевешивает не в ту сторону. Когда ее только начинали сочинять в стокгольмской квартире Бенни и Фриды, то она была несколько тяжеловатой. Бьорн сожалеет, что при записи инструментального фона она превращалась во все более и более легковесную.

http://youtu.be/yXRy4E5q718

http://youtu.be/rtu-LeUJ1Kk

Не особенно гордится он и текстом песни. «Помню, что я не спал всю ночь и пытался сочинить слова, – рассказывает Бьерн. – Студия была заказана, наутро начало записи, а я в то время был настолько человеком долга, что просто обязан был прийти с готовым текстом. В пять часов утра я наконец записал слова и очень надеялся, что текст забракуют. Однако этого, к моему удивлению, не случилось! «Вполне о,кей», – сказали остальные. «Да какое же это о,кей?» – пытался возразить я. – «Годится, о,кей», – повторили мне, и все так и осталось. Я вспоминаю, что во время турне по Австралии в следующем году кто-то сказал: «Что это за группа, которая поет Dum Dum Diddle? Что за дурацкое название?» Должен признаться, что я согласен с этим мнением.

В августе начинается работа над первым собственным шведским ТВ-шоу группы АВВА:

«Авва-Dавва-Dооо!!»

Это были съемки первой телевизионной программы. В конце лета были сняты сцены на острове Виггсё в Стокгольмском архипелаге.
(Премьера по шведскому ТВ состоялась 5 ноября 1976 года).

Это означало, в частности, и несколько выступлений перед восторженной публикой для записи в телестудии. Начата была работа и над серией радиопередач в пяти частях, которая должна была транслироваться в конце года.

http://www.youtube.com/watch?v=EYb3v6WDD7Q

В Швеции, хотя пластинки квартета покупали почти 10% населения, в семидесятых группу постоянно ругали (из-за их «добропорядочного» имиджа и ярких одеяний в противоположность рок-артистам) во всех средствах массовой информации страны. Только в 80-е годы заслуги ансамбля были кое-как признаны публично.

«Те же люди, что раньше обращались ко мне с уничижительными комментариями по поводу моей игры на записях группы, вдруг стали подходить ко мне и говорить: «О, АВВА, они и вправду молодцы!» – говорит бас-гитарист Мике Уотсон.

16 августа 1976 вышел сингл

Dancing Queen
http://youtu.be/xFrGuyw1V8s
That s Me
http://youtu.be/VVPclGzM770

Баллада My Love, My Life
записывалась 20 августа. Первоначально она называлась Monsieur, Monsieur, и Агнета записала демонстрационный вариант под этим названием еще в июле Сюжет первоначального текста о закончившемся в Париже романе возникнет потом в песне 1980 года «Наше последнее лето», которую споет Фрида. Включая и строки о «прогулке вдоль Сены».

Однако французская атмосфера песни, которая ощущалась ансамблем в то лето, показалась им самим со временем недостаточно убедительной. Так что в конце августа была сделана запись с замедленной инструментовкой в более низкой тональности, которая больше подходила для голоса Агнеты. Несколько мечтательное нашептывание хора на втором плане в песне My Love, My Life было подсказано одним из популярных тогда хитов группы «10 СС», ставшим классическим.

http://youtu.be/hjHu10L_C9E
http://youtu.be/xjRR3VdBS4E

Баллада My Love, My Life была первым произведением группы АВВА, аранжировку струнных инструментов к которому сделал Рутгер Гуннарссон. В дальнейшем он делал это почти на всех последующих записях ансамбля, если это было необходимо. «Бенни и тогда, и теперь очень ясно представляет себе звучание струнных,- говорит Рутгер,- так что мы часто обсуждали с ним варианты аранжировки.

Иногда, если Бьерн и Бенни уже все решили, на мою долю оставалось лишь написать партитуру для группы струнных. В других случаях у них было лишь общее представление, и они просили меня пойти домой и придумать что-нибудь. На следующий день мы это проигрывали, и если им не нравилось, то мы просто не брали эту часть в запись».

6 октября Агнета едет в Польшу с рекламной целью. Остальные члены АВВА присоединяются к ней на следующий день.
В Польше группа пользовалась огромным успехом. Вся сумма, предусмотренная польским бюджетом для выпуска пластинок западных поп-групп, была потрачена на альбом Arrival, выпущенный в количестве 800 000 экземпляров.

http://youtu.be/xL-7JdolZSI

Годом ранее польские почитатели квартета завалили письмами офис фирмы «Polar», что натолкнуло на мысль о поездке в эту страну. Специально выделенным рейсом самолета Ту-134 польских авиалиний группа прилетела в Варшаву. Целью прибытия стало выступление на телевидении, где квартет исполнил шесть песен из нового альбома, а после съемок дал пресс-конференцию.

Улицы польских городов опустели, когда телепрограмма «АВВА w Studio 2″ вышла в эфир 13 октября 1976 года.
В 1977 году эта видеозапись была показана и в СССР.

Накануне выпуска нового альбома, после поездки в Польшу, последовал трехнедельный визит в США, который состоял, в основном, из выступлений в телевизионных шоу и пресс-конференций.

http://www.youtube.com/watch?v=1M4agbXnzvI&feature=relmfu
http://www.youtube.com/watch?v=edd0WhmaVXI&feature=autoplay&list=PL27B13D38A16A9E41&lf=results_main&playnext=2
http://www.youtube.com/watch?v=IGol8_kOLZM&feature=relmfu

http://www.youtube.com/watch?v=x4iN8bjZKQA&feature=youtu.be

Именно тогда, во время участия группы в шоу Dinah Shore Show в Лос-Анжелесе, ведущая предложила Фриде и Бенни воспользоваться случаем и пожениться прямо перед телекамерами.
Это предложение было следствием шока, вызванного у ведущей тем фактом, что два шведских гостя ее программы, как оказалось, не оформили своих отношений, хотя живут вместе уже семь лет! Фрида и Бенни вежливо отклонили предложение ведущей немедленно зарегистрироваться.

ARRIVAL. Довольно много струнных слышится в этом инструментальном произведении, которое было записано в конце августа. «Я помню, как мы с Микке остались в студии и работали допоздна с несколькими клавишными инструментами, пытаясь добиться убедительного звучания,- рассказывает Бенни.- Гораздо легче ведь увлечь кого-то, когда можно просто сказать: «Вот послушай-ка это!», чем пытаться напеть то, что и наполовину не созрело».

Главная мелодия альбома была крепко пропитана шведской народной музыкой, и она чуть было не получила название «Приезд в Даларну». Потом возникли колебания, а стоит ли вообще включать ее в альбом, ведь она была совсем не в жанре поп-музыки.

http://youtu.be/A3yMnNj6xJ8
http://youtu.be/hKJ1D4voAPg

Пока что рабочим заголовком был Fiol, «Скрипка», но окончательного названия недоставало до тех пор, пока тогдашняя жена автора фотографии для обложки-конверта Руне Седерквиста Лиллебиль не предложила в качестве названия нового альбома Arrival. «Я впервые делал обложку для пластинки АВВА,- вспоминает Седерквист,- и моей идеей было сфотографировать ансамбль в вертолете. Мне казалось, что это был бы хороший способ показать весь квартет в одном снимке».

Альбом Arrival был выпущен в Швеции 11 октября 1976 года. Пожалуй, будет не слишком смелым утверждение, что это – лучшая пластинка группы АВВА. Бенни называет его в числе своих любимых. Во всяком случае, это была лучшая долгоиграющая пластинка квартета к тому времени.

Через два месяца после выхода альбома Arrival он был продан почти в 600 000 экземпляров в Швеции, более чем в 450 000 а Англии и в 800 000 в Австралии. это только некоторые впечатляющие цифры продажи альбома. 1976-й стал для группы АВВА годом высших достижений, как в творчестве, так и в коммерческом успехе. Совершенно непонятным было, как ансамбль из Швеции, страны, не имевшей до этого звезд международного класса в области популярной музыки, мог достичь успехов такого масштаба.

«В начале было совершенно бессмысленно даже пытаться выпускать наши пластинки за границей,- говорит Бенни. – Одно то, что мы – шведы, автоматически вело к тому, что на нас никто не обращал внимания. Невероятно трудно было убедить кого-нибудь, даже самих себя, что песня, над которой мы работаем, ничуть не хуже, чем выходивший одновременно, например, хит группы «The Hollies».

в ноябре 1976 вышел сингл
MONEY, MONEY, MONEY
http://youtu.be/WCkOmcIl79s
Crazy World
http://youtu.be/VHRfX66OGZA

Признание, полученное группой АББА во всем мире за свои аранжировки и записи песен, было ничуть не менее уникальным и для шведской отрасли производства грампластинок. «Конечно, было приятно слышать, когда американские и английские звукотехники говорили, что песни были классно записаны. – говорит Микке Третов. – Но когда меня похвалил Билл Портер, записывавший Элвиса, тогда и до меня дошло, что я молодец».

15 ноября АВВА прибыла в Лондон на четыре дня рекламного визита, а оставшаяся часть 1976 года была посвящена подготовке к турне, которое планировалось на начало следующего, 1977 года. Гастроли должны были, правда, начаться еще в ноябре 76-го в Австралии, чтобы продолжиться потом в январе 77-го в Европе. Работа над альбомом Arrival, однако, заставила отложить турне.

Для того чтобы покрыть высокую стоимость предстоящих гастролей в Австралии, квартет записал оплаченную японской фирмой электроники «Националь» (National) версию песни Fernando с новым текстом. Первая фраза песни «Can you hear the drums, Fernando» была заменена словами «There is so much more to National» и так далее.

Эта новая запись, сделанная летом, была использована затем в пяти австралийских рекламных фильмах. Под музыку Fernando АВВА разыгрывала целую пантомиму, демонстрируя сферы применения продукции фирмы «Националь». Обычно группа отказывалась от подобных предложений, связанных с рекламированием товаров. Из этого правила, бывало, делались исключения, особенно если товар, о котором шла речь, имел какое-то отношение к ее работе.

http://www.youtube.com/watch?v=P_4SniUqIcY
http://www.youtube.com/watch?v=b4Zm3ZM6VR4
http://www.youtube.com/watch?v=QZ6KUh3-Pnw
http://www.youtube.com/watch?v=V-WcOHGGMPY
http://www.youtube.com/watch?v=xZRh3qoVDCI
http://www.youtube.com/watch?v=QZ6KUh3-Pnw

В конце 76-го – начале 77-го года АВВА смогла подвести итоги довольно хаотического периода. Даже если не принимать во внимание другие достижения, то за 1976 год квартет окончательно и бесповоротно завоевал английский рынок, приобретя известность в Австралии, и все же успел записать и выпустить альбом Arrival.

Следствием всего этого было также и то, что завершавшийся год означал и массу рекламных поездок по всему миру с записями специальных телевизионных шоу и несметным количеством интервью для разных теле- и радио-компаний.

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>