1977

2356 дней назад, автор: Светлана Береговая

ТУР по Австралии.

Поскольку АВВА интересовалась больше всего работой в студии грамзаписи, то не хотелось больше тратить так много времени на  гастроли. А известность была уже настолько огромной, что у них больше не было и необходимости этим заниматься. Стиккан Андерсон объявил в конце 76-го года, что члены группы не принимают никаких предложений о выступлениях или интервью на период с апреля по октябрь 1977 года, поскольку хотят сосредоточить свои силы на работе над следующим альбомом.

Оставалось еще осуществить запланированное турне по Европе и Австралии, все билеты на концерты которого были уже распроданы. Основная часть декабря 76-го и первые недели нового, 1977-го года ушли на репетиции.

http://www.youtube.com/watch?v=IL-SuBiggfI&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=ZlLeocub55U&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=kXR3Gz400dg&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=_6ARX5hgz7o&feature=related

28 января 1977 года турне АВВА по Европе и Австралии началось концертом в Осло. За ним последовали выступления в Швеции, Дании, ФРГ, Голландии, Бельгии, Англии и Шотландии, а последние два концерта европейской части гастролей состоялись 14 февраля в Лондоне, в Королевском Альберт-Холле (Royal Albert Hall). На них попытались достать билеты 3,5 миллиона человек.

http://www.youtube.com/watch?v=1DeZRqbfDiQ&feature=related

В феврале вышел сингл

Knowing Me, Knowing You
http://www.youtube.com/watch?v=1C4c5L77Dk8
http://www.youtube.com/watch?v=iUrzicaiRLU
http://www.youtube.com/watch?v=H3r7YQ2Da-c

Happy Hawaii http://www.youtube.com/watch?v=353npO6ZJP0

Во время Австралийской части турне 1977 года, которое началось в Сиднее 3-го марта, Лассе Халльстрем отснял 50 часов пленки, которая предназначалась для производства полнометражного фильма АВВА – The Movie. Задумывался он как фильм телевизионный, на 16-миллиметровой пленке, но очень быстро проект разросся в документально-концертный фильм для показа в кинотеатрах. Отражал он австралийскую часть турне группы. Поэтому было решено делать его на широкой пленке 35мм, с условием, что на каждом концерте будет сниматься исполнение трех песен.

http://www.youtube.com/watch?v=FT5ILwnGGW8

http://www.youtube.com/watch?v=cVgwnEA3L5U

http://www.youtube.com/watch?v=OrinebufxHQ

После трехдневных съемок стало ясно, что фильму необходим какой-то сюжет. Тогда в него был введен радио-журналист Эшли. Его роль исполнял австралийский киноактер Robert Hughes. Этот поворот событий скрывался от членов группы, которые недоумевали по поводу явно сумасшедшего журналиста, постоянно возникавшего на всех пресс-конференциях и задававшего дурацкие вопросы.

Конечно, квартет АВВА вскоре узнал, в чем было дело, а вот их телохранителям так никто ничего и не сказал. Хотелось, чтобы снятые сцены выглядели как можно правдивее. В результате, во время съемок, телохранители, не зная, что это актер, принялись по настоящему лупить Роберта Хьюза, когда он попытался следовать за группой, выполняя команду режиссера фильма.

http://www.youtube.com/watch?v=2_Q3C9IPkU4

«Когда даешь гастрольные концерты, то надо стараться воспроизвести звук таким, каким он был на пластинке. Как можно чище. Одновременно приходится двигаться по сцене, создавая некое подобие танца. Я считаю, что это трудно», – говорит Агнета.

Киносъемки предъявляли дополнительные требования к Микке Третову. Он был вынужден записывать концерты так, чтобы можно было из них сделать музыку к фильму, да еще более высококачественного звучания. А помимо этого рассматривалась возможность выпустить концертный альбом. Записи, правда, все равно были доработаны потом в Швеции. Пришлось заново наложить вокальные партии.


«Их голоса исчезали из микрофона, так как они не могли сосредоточиться на пении, когда приходилось выступать на сцене,- рассказывает Микке.- Они ведь прыгали, танцевали, шел дождь, кричала публика и т. п. Так что очень трудно было добиться качественной записи».

http://www.youtube.com/watch?v=tJfwyvqLo8k&feature=related

«Мы с Бенни заинтересовались жанром мюзикла довольно рано, в самом начале нашей карьеры,- говорит Бьерн. – И когда подходило время турне, то мы подумали, что неплохо было бы создать музыкальный эпизод, который был бы более театрализованным, чем остальные песни».

Темой мюзикла был рассказ о певице, которая хочет стать великой звездой эстрады, но постепенно замечает, что ее успехи превратили жизнь в тюрьму. Были написаны и четыре подходящих к интриге песни.

«Мне кажется, что именно я привнес эту идею, которая была одновременно простой, гибкой и подходила почти к любой песне,- продолжает Бьерн. – Я помню, что кто-то спросил, почему мы сделали из этого материала лишь мини-мюзикл. Не думаю, что «сюжетец» мог-бы по-настоящему потянуть на целый спектакль».

Самой сенсационной частью выступлений группы АВВА в этом турне, их концертного шоу, стал, наверное, 20 минутный «мини-мюзикл» The Girl With The Golden Hair

http://www.youtube.com/watch?v=IlxAxcCeSYI
http://www.youtube.com/watch?v=ux6_AaDMuto

Еще на ранней стадии было сочтено, что мюзиклу необходим рассказчик. На эту роль всего за несколько дней до начала турне был приглашен 24-летний британский актер Френсиз Меттьюз.Из четырех песен этого «мини-мюзикла» три вышли потом на пластинках. Это были Thank You For The Music,  I Wonder (Departure), и I m A Marionette. Во время турне песня Thank You For The Music исполнялась с несколько иным текстом, чем в студийной записи. Кроме того, само сценическое выступление больше походило на кабаре, и некоторые строчки Агнета полу-пела, полу-декламировала. Эта версия песни никогда не была выпущена в виде пластинки. Не вошла она и в готовый вариант фильма.

http://www.youtube.com/watch?v=H7pb1R1mXFw
Thank You For The Music (1st and Original Verison)
http://www.youtube.com/watch?v=r6e-eMcaA3s

Четвертая песня «мини-мюзикла» Get On The Carousel была до такой степени слабой, что ее шансы на перезапись казались ничтожными. Услышать ее можно только в фильме. Окончательный приговор был вынесен решением «выкрасть» из нее припев для использования в рок-песне Hole In Your Soul. В качестве забавной детали можно добавить, что многие из тех имен, которые называются в тексте песни, имеют прообразы в действительности. Так, «Джерри», например, это явное приветствие главе фирмы Atlantic Records Джерри Гринбергу, который издавал пластинки АВВА в США.

Использование фрагментов отброшенных мелодий было отнюдь не новой идеей, а значительной частью работы Бьерна и Бенни…

Завершение фильма ABBA – The Movie происходило в Швеции. В Стокгольме были сняты дополнительные сцены к фильму. Производилась доработка записей, сделанных во время турне. В фильм были добавлены новые песни.
И хотя фильм   АВВА – The Movie вовсе не является шедевром мирового кино (Лассе Халльстрем сказал, что из всех сделанных им фильмов этим он доволен меньше всего), все же он запечатлел группу на пике ее популярности.

http://www.youtube.com/watch?v=3zenlRTDk9Q

Фильм этот сыграл свою роль и в формировании того образа АВВА, который сохранился в памяти людей и сегодня. С этой точки зрения он является одним из важнейших визуальных документов.

http://www.youtube.com/watch?v=izBu_JY5FXM

Концертное турне закончилось, и после короткого периода отдыха Бьерн и Бенни взялись за сочинение новых песен. Это было и началом работы группы АВВА в другой студии, «Маркус Мьюзик» (Marcus Music Studio), где и был, главным образом, записан весь новый альбом.


Студия звукозаписи была основана известным аранжировщиком Маркусом Эстердалем и была тогда одной из самых современных. «До середины 70-х годов, – говорит Микке Третов, – не существовало «конструкторов студий» в сегодняшнем понимании этих слов. Улучшением акустики занимались те, кто работал в студии. Руне Перссон, например, директор студии «Метроном», мог заявить: «Давайте-ка прибьем пару досок вот здесь, да вот там подальше поставим щиты для изоляции». Так, в конце концов, удавалось добиваться приемлемого звука в студии. А студия Маркуса отличалась тем, что ее с самого начала строили уже по-современному, функционально. Потому она и звучала хорошо с первого дня».

Что касается группы АВВА, то для них студия Marcus Music имела еще и то преимущество, что в ней можно было заказать время целым блоком.
«В студии «Метроном», где мы по-прежнему предпочитали работать, разные фирмы звукозаписи заказывали по дню в неделю. Для собственных записей «Метроном» отводил понедельники, фирма «Сонет» работала там по вторникам, мы, из «Полар», по средам и так далее. И поскольку нам отведенного времени не хватало, то студия Marcus Music и стала лучшим выбором».

АВВА была вынуждена начать записи, чтобы новый альбом успел выйти до конца года, как раз к премьере их фильма. Задумано было, чтобы готовая пластинка была своего рода «саунд-треком» к фильму, так чтобы некоторые новые песни вошли в фильм.Были еще и зыбкие планы по созданию двойного альбома, который можно было бы продавать по сниженной цене. На одной его пластинке должны были быть концертные записи с австралийского турне.

Долгоиграющей концертной пластинки АВВА не выпустила до 1986 года. И то это была лишь запись Fernando с гастролей 1977-го года, а Money, Money, Money вошла в виде добавочной в CD-версию альбома АВВА-Live. В новый альбом должны были войти песни из «мини-мюзикла», а в апреле-мае появились и задумки новых произведений.

Записанное первым носило рабочее название A Bit Of Myself. Исходным пунктом для создания музыки стал вводный риф (многократное повторение короткой однообразной, легко запоминающейся музыкальной фразы) басов и синтезатора, вокруг которых строилась остальная композиция. Под конец пришли к несколько иной конструкции песни из шести разных частей. Первоначальный текст отбросили, когда Стиккан Андерсон придумал фразу The Name Of The Game. Она и стала названием одной из самых блестящих записей группы.

http://www.youtube.com/watch?v=iJ90ZqH0PWI&feature=fvst

The Name Of The Game – превосходный пример того, как аранжировка и звуковой образ становятся частью всей композиции. Что, впрочем, является проявлением концепции группы АВВА: «Песня – это не только мелодия, голос и аккомпанемент. Это нечто большее – целостный образ». Так это когда-то сформулировал Бенни. «Конечно, это хорошая запись,- говорит он теперь,- но я не уверен, что мне так уж нравится сама песня. Сейчас я предпочитаю, чтобы мои произведения были в большей мере законченными композициями, с хорошими,сильными мелодиями. Чтобы они зависели не столько от аранжировки и продюсера пластинки, сколько от певческого мастерства исполнителя».

В июне была снята сцена сна журналиста Эшли, где все члены группы АВВА гуляют на острове Юргорден в Стокгольме под звуки песни The Name Of The Game.

http://www.youtube.com/watch?v=VjJMPsEP4Uc

Вскоре после записи The Name Of The Game группа записала ритмический фон к величественному «Орлу» (Eagle). Затем был добавлен двусмысленный текст Бьерна, который кое-кто счел прославлением американской группы Eagles, работавшей в стиле кантри и рока. Текст определенно таковым не является, хотя АВВА и относила себя к горячим поклонникам группы Eagles.

«На этот текст меня вдохновила «Чайка по имени Ливингстон» (роман Ричарда Баха), хотя она и стала тут орлом,- говорит Бьерн.- Я хотел уловить то эйфорическое чувство стремления к свободе, которое охватило меня во время чтения этой книги».

http://www.youtube.com/watch?v=iD4ikyCw_tc&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=N_uI39tF7g4
http://www.youtube.com/watch?v=disQMRoPpLM&feature=related

Thank You For The Music начинали записывать 2 июня, затем 21 июля. Обе версии не были изданы. После остановились на варианте, который и вошел в фильм, а потом и в альбом, как часть мюзикла. В перспективе решить проблемы с местом записи можно было только одним способом, и к тому времени планы по строительству своей собственной, оборудованной по последнему слову техники студии продвинулись уже далеко.

Началось все с того, что Микке Третов, который с 76-го года был «вольным художником», выполняя разные заказы, задумал построить себе студию. Получив несколько предложений финансовой поддержки от людей, с которыми не хотелось иметь дела, он обратился к Бьерну и Бенни с идеей строить студию вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=MfM9gQkfwyg
http://www.youtube.com/watch?v=-wNTTOCWppA

Третья песня из «мини-мюзикла» концертного шоу АВВА, которая была летом записана для нового альбома – I Wonder (Departure). Из четырех песен мини-мюзикла только три вошли в альбом The Album. Среди них и I Wonder.  Как наверняка заметил внимательный читатель, использование фрагментов отброшенных мелодий было значительной частью метода работы Бьерна и Бенни.

«В большинстве случаев мне трудно вспомнить, какие куски мелодии принадлежали первоначально какой песне, – говорит Микке Третов. – некоторые фрагменты проходили через пять или шесть готовых песен, и даже сейчас, когда я больше не работаю с ними, а просто услышу иногда запись, то думаю: «Подожди-ка секундочку…Этот кусочек мелодии я ведь слышал еще в 72-м году!» Так из четвертой песни мини-мюзикла Get On The Carousel припев был использован в песне Hole In Your Soul.

http://www.youtube.com/watch?v=ti04nG1LZ2w
http://www.youtube.com/watch?v=LgP55c1kwb4&feature=related

Бьерн и Бенни продолжали писать песни для нового альбома. Одним из результатов стала песня One Man, One Woman, инструментальное сопровождение к которой было записано в июле.

Если необычностью структуры в The Name Of The Game и мистической неоднозначностью в Eagle группа АВВА открыла новые музыкальные горизонты, то песня One Man One, Woman – явное доказательство того, что и тексты Бьерна претерпели значительные изменения. Тема «Брака в кризисе», которая уже возникала ранее в Knowing Me, Knowing You с альбома Arrival, здесь развивается в небольшой рассказ, а его образный язык куда тоньше и искуснее, чем в песне-предшественнице.

http://www.youtube.com/watch?v=sw_fuu9jIOc
http://www.youtube.com/watch?v=j7u2IK7Ck2Q

«Я замечаю, что мне легче любить те песни, которые мы записывали в этот период и позже. – соглашается Бенни. – В текстах намечается тенденция к улучшению, а мелодии становятся сильнее. Больше всего мне на этом диске нравится One Man, One Woman. Если не считать Thank You For The Music, конечно. Во втором куплете к тому же совсем неплохое хоровое исполнение, где я сам пою фальцетом. Может быть, поэтому мне и нравится?» – шутит он.

Hole In Your Soul – та самая рок- песня, для которой был «выкран» припев из пени «мини-мюзикла» Get On The Carousel. В качестве забавной детали можно добавить, что многие из тех имен, которые называются в тексте песни, имеют прообразы в действительности. Так, «Джерри», например, это явное приветствие главе фирмы Atlantic Records Джерри Гринбергу, который издавал пластинки АББА в США. «Странным кажется взять и попросту выбросить произведение, над которым работал много дней, – говорит Руттер Гуннарссон.- Я думаю, что значительная доля величия Бьерна и Бенни как раз и состояла в том, что они все время тревожились: достаточно ли эта мелодия хороша да не позаимствована ли она у кого-то, даже и у самих себя?»

http://www.youtube.com/watch?v=YzVhXIpVS8w

http://www.youtube.com/watch?v=ugpLVepSGMk

Take A Chance On Me, веселая и жизнерадостная песня, показывает, что Бьерн, право же, еще не разучился писать увлекательные «шлягерные» тексты. В данном случае слова пришли ему в голову, пока он бегал утром трусцой. «Началось с того, что возникла комбинация из трех согласных «т-к-ч, т-к-ч, т-к-ч», которая была ритмичной и очень мне понравилась. Потом пришлось поискать слова, в которых были эти согласные. Постепенно возникла фраза «тэйк э чэнс» (take a chance) и оставалось лишь добавить «on me». А когда у меня уже был этот задел, то оставалось лишь пойти обычным путем и нащупать историю, которую можно было бы связать с этой строчкой. Вот так и был сконструирован текст вокруг этой фразы».

http://www.youtube.com/watch?v=-crgQGdpZR0

http://www.youtube.com/watch?v=zdm9ADWrGQE
http://www.youtube.com/watch?v=IIA9I7MbMTU&hd=1

Тяжкий труд, которого стоил группе АВВА целый ряд пусть даже и блестящих записей, давал себя знать. Особенно в сочетании с бременем славы всемирно известных звезд. Все это не могло пройти бесследно. В августе Бьерн обмолвился в интервью одному журналисту, что последние полгода он ощущает беспокойство, тревогу и спад настроения, а Агнета сказала, что в следующем году они попытаются снизить темп работы. Быть может лето и осень 77-го года были особенно трудными для Агнеты с Бьерном, ведь они ждали в ноябре своего второго ребенка. Так что до конца года надо было действительно «завершить» несколько поистине важных «проектов».

Еще одна песня из будущего альбома записывалась в начале августа -  Move On.

http://www.youtube.com/watch?v=ep-O3vT26Ns

В ту осень Фрида оказалась поставленной перед сильным эмоциональным потрясением. Насколько было известно ей и всему ее окружению, ее отец, немец Альфред Хаасе, погиб при кораблекрушении судна, на котором он вместе с другими немецкими солдатами возвращался обратно в Германию в 1945 году. Но в 1977 году некоей Андрее Бухингер попалась на глаза заметка в немецком поп-журнале «Браво», где были опубликованы факты биографии членов группы АВВА. Она обратила внимание на то, что ее дядя носил точно такое же имя, как пропавший отец Фриды. Она обратилась к своему двоюродному брату Петеру, который, в свою очередь, спросил своего отца, не был ли он знаком с девушкой по имени Сюнни Люнгстад, когда был в Норвегии в 1945 году. Когда отец признался, что да, мол, был знаком, то Петер протянул ему большой снимок Фриды со словами: «В таком случае, это твоя дочь»…

http://www.youtube.com/watch?v=Vx3Gtckdwu0&feature=related
The Name Of The Game
http://www.youtube.com/watch?v=iJ90ZqH0PWI
в октябре 1977г. вышел сингл
I Wonder (Departure)
http://www.youtube.com/watch?v=ti04nG1LZ2w

Когда некто, утверждавший, что приходится ей отцом, начал неожиданно названивать в фирму «Полар», Фрида отказалась этому верить. «Сначала я подумала, что это какой-то свихнувшийся, – припоминала она несколько лет спустя, – но потом я спросила, есть ли у него какие-нибудь доказательства того, что он действительно мой отец. Когда оказалось, что у него есть точно такая же фотография его- молодого солдата – как и у меня, тогда все стало ясно». Естественно, что Альфред Хаасе приехал в Стокгольм, чтобы встретиться со своей неизвестной ему до сих пор дочерью. «Мы оба заплакали,- так припоминала позже Фрида эту встречу. – Но не так-то легко приобрести отца, когда тебе уже 32 года. Невозможно любить его так же, как если бы я выросла с ним вместе. Но он очень симпатичный и хороший человек, и я рада, что у меня теперь есть отец».

В начале декабря выходит гибкая пластинка (Flexidisc)

1. Fernando
http://www.youtube.com/watch?v=5yaecNxzHRY&playnext=1&list
2. Rock Me
http://www.youtube.com/watch?v=xyImJhdqTlc
3. Why did it have to be me
http://www.youtube.com/watch?v=dNZtlLW19uM
4. Money Money Money
http://www.youtube.com/watch?v=IivRZHtJ-4k
5. Waterloo
http://www.youtube.com/watch?v=Sj_9CiNkkn4В середине сентября пришлось сообщить, что выход альбома откладывается. Работа над фильмом отняла так много драгоценного времени. Еще одним осложнением была беременность Агнеты. Ей нелегко было балансировать между участием в студийной работе, отнимавшей массу сил, и своей беременностью. Дохаживая последние месяцы, она была в состоянии работать в студии только по утрам. Оставшееся время месяца было посвящено музыке к фильму. В начале ноября неожиданно было объявлено, что все вокальные партии для альбома были готовы, поскольку Агнета смогла работать больше, чем можно было предполагать. «Я была вынуждена записывать часть моих песен полулежа в шезлонге,- вспоминает она.- Ясно, что это был очень трудный для меня период».

4 декабря – родился сын Агнеты и Бьерна – Кристиан

http://www.youtube.com/watch?v=FXqSrJ9Okgg

12 декабря альбом АВВА – The Album увидел свет. Но только в Скандинавии. Остальному миру пришлось ждать до января, поскольку просто не хватало времени на производство нужного количества пластинок. Этот альбом пользовался, естественно, огромным успехом по всему миру. В Швеции он поставил новый рекорд – было продано 760 000 экземпляров.

С музыкальной точки зрения пластинка тоже была очень насыщенной – только три из девяти песен диска были короче четырех минут – что тоже было новым шагом группы. Бьерн считал, что это была «наша лучшая пластинка до сих пор», и с полным правом гордился ее текстами. Не забывая при этом подчеркивать, что многие песни приходилось переписывать по несколько раз, пока не был нащупан верный тон. Альбом The Album продемонстрировал честолюбивые устремления группы к расширению своих горизонтов, как в текстах, так и в музыке.

С точки зрения сегодняшнего дня, быть может, наибольший интерес представляют песни из мини-мюзикла, поскольку они определенно указывают на то, что потом осуществилось. В сообщении для прессы, разосланном в связи с выходом пластинки, можно прочитать, что 1978 год будет посвящен написанию полноценного мюзикла. Правда, прошло еще пять лет, прежде чем эти планы осуществились. и за это время множество идей предлагалось и отбрасывалось.

15 декабря 1977 года Стиккан Андерсон присутствовал в австралийском Сиднее на всемирной премьере фильма АВВА – The Movie.
Весь ансамбль был в сборе на премьере фильма в Стокгольме, которая состоялась 26 декабря, а также на вечеринке дома у Стиккана Андерсона после премьеры. Поскольку работа над альбомом тоже была закончена, то члены группы АВВА могли констатировать, что все, что намечалось, им удалось выполнить в срок.

Тот факт, что фильм вошел в десятку самых «кассовых» лент 1978 года, доказывает, что он на самом деле проник в сердца поклонников группы. Результат впечатляет. Особенно, если припомнить, какими провалами и неудачами сопровождалась история рок-  и поп -фильмов.
В советском кинопрокате фильм носил название «АВВА» и демонстрировался с осени 1981 года, став поистине культовым зрелищем для почитателей квартета. Сие чудо во многом стало возможным благодаря находчивости и таланту менеджера АВВА Стиккана Андерсона, посетившего Москву в 1980 году вместе с женой Гудрун Андерсон и правой рукой по фирме «Полар» Йорель Хансер, целью приезда которых и были переговоры о демонстрации фильма «АВВА – The Movie» в СССР.

1977 after Odeon Concert interview
http://www.youtube.com/watch?NR=1&feature=endscreen&v=t6OcAp1alCo





 




Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>