1978

2416 дней назад, автор: Светлана Береговая

 

Год без нового альбома.

Невероятный пресс, под давлением которого группе пришлось работать, чтобы успеть выпустить и пластинку АВВА – The Album, и фильм АВВА The – Movie к назначенному на конец 77-го года сроку, как и решение отложить в долгий ящик планы по созданию мюзикла, привели к тому, что новый, 1978 год, группа решила начать с отдыха. Особенно нуждались в нем Бьерн и Агнета, которым и без того хватало забот с новорожденным младенцем. Поскольку все годы после международного успеха группы члены ансамбля почти не занимались ничем иным, кроме того, что между студийными записями мотались по всему миру, они действительно заслужили немножко покоя.

http://www.youtube.com/watch?v=-crgQGdpZR0
Take A Chance On Me
http://www.youtube.com/watch?v=zdm9ADWrGQE
в январе 1978г. вышел сингл
http://www.youtube.com/watch?v=Ic1KXCq1Dbk
I m A Marionette
http://www.youtube.com/watch?v=MutXmkr2WXE

Поэтому 1978-й стал единственным, помимо 72-го, года формирования группы, не принесшим ни новых долгоиграющих пластинок, ни сборных альбомов. Еще одной причиной было то, что группа забраковала в тот год значительное число более или менее готовых записей. Кроме того, зачем терять столько времени на различные рекламные поездки ( в том году это прежде всего касалось США и Японии), чтобы потом, ради выпуска к концу года первоклассного альбома, «отдуваться» почти круглосуточной работой в студии?

Несмотря на все эти соображения, с декабря 77-го года полным ходом шла работа по проектированию новой студии группы АВВА, и Бьерн с Бенни уделяли этому значительное внимание.

http://www.youtube.com/watch?v=nTqHWlF6hDs

В феврале вся группа снова собралась полным составом, чтобы отправиться в Англию в связи с премьерой фильма АВВА – The Movie.

http://www.youtube.com/watch?v=qhoBGfXIIEE

13 марта работа в студии началась с робкого нащупывания того, что пока планировалось выпустить осенью и что потом стало альбомом Voulez-Vous. Песня, записанная первой, так никогда и не была выпущена. При работе в студии ее называли Dr. Claus von Hamlet. На самом деле, это была попытка преобразовать в духе поп-музыки мелодию Lotties Schottis, написанную Бьерном и Бенни для гармошки в стиле шведского народного танца. На какое-то время мелодию снабдили временным текстом, и тогда стали называть ее Mountain Top, но неизвестно, записывалась ли она в этом виде хоть однажды. То, что действительно было записано в марте, представляет собой рок в быстром темпе, без вокала, где мелодию ведет электрогитара. Форма рока показалась непригодной для музыкального оформления произведения, и в августе была записана новая версия.

http://www.youtube.com/watch?v=-w03yQxXX30&feature=related

24 апреля 78-го приступили к записи песни Lovelinght, которая вышла в качестве сингла в 79г, а в 1994 году вошла  в числе других песен в комплект компакт-дисков СD-box: Thank You For The Music.

http://www.youtube.com/watch?v=wKRXUQw7gg4
http://www.youtube.com/watch?v=9MS4E9c9uAc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=12jDgPaXxQI&feature=related

Идея текста Lovers возникла у Бьерна в связи с прочитанной в газете статьей. Под заголовком «Влюбленные живут дольше» была помещена статья об одном враче, открывшем секрет долголетия, который заключается в том, что любовь является важнейшим фактором продления человеческой жизни.

Подобные композиции придали будущему альбому Voulez-Vous особый характер легкости. «С этим у нас часто были проблемы», – говорит Бенни и поясняет: «Европейцам свойственна некоторая «угловатость». Так это было, начиная с эпохи барокко и по сей день. Я вовсе не имею в виду, что «угловатым» или «неуклюжим» был и такой композитор, как Бах. Но, согласитесь, что там (в Европе) не возникло ни блюза, ни джаза, ничего, что пришло от черных музыкантов. Трудно создать нечто такое, что находится за рамками собственной традиции. Хотя нам, мне кажется, это и удалось в таких песнях, как Dancing Qeen и Knowing Me, Knowing You».

Если в предыдущие годы Микке Третов редко придумывал рабочие названия для записываемого в студии материала, то, начиная с 78-го и дальше, именно ему принадлежит большинство названий песен. Они характерны тем, что крайне редко связаны с какой-то музыкальной находкой, «крючком», за который цепляется память слушателя. Ярким примером тому – песня Dr. Claus von Hamlet. Сам Микке поясняет єто так: «Чтобы различать эти музыкальные заготовки между собой, я был вынужден давать им хоть какое-нибудь имя. Делать это приходилось самому, так как «выудить» какое-либо название из Бьерна или Бенни было иногда просто невозможно».

http://www.youtube.com/watch?v=N_uI39tF7g4
Eagle
http://www.youtube.com/watch?v=dDI7x1nwTUw
в мае 1978 г. вышел сингл
http://www.youtube.com/watch?v=4069PUk3aM0
Thank You For The Music
http://www.youtube.com/watch?v=HxZHw2CUkfA&hd=1

В начале мая группа съездила в США, где, среди прочих выступлений, записала телешоу с Оливией Ньютон-Джон (Olivia Newton-John). Эта поездка была частью продуманной рекламной кампании, целью которой было раз и навсегда завоевать американский рынок. Пока что это была единственная часть света, не павшая ниц перед группой АВВА. Среди достижений можно назвать долгоиграющую пластинку The Album, а так же сингл Take A Chance On Me, который, кстати, был единственным, сумевшим пробиться в первую тройку в списке лучших синглов Billboard. Если не считать, конечно, Dancing Qeen, взобравшейся на первое место.

И все же эту поездку можно назвать успешной лишь наполовину. Было ясно, что группе не удалось окончательно завоевать американскую публику. Во-первых, из-за сравнительно небольшого числа выступлений по телевидению за все эти годы. А во-вторых, и это было решающим фактором для достижения успеха в Америке тех времен, из-за того, что у них не было там ни одного живого концерта.

http://www.youtube.com/watch?v=hhW68WE8F8s

Вскоре после возвращения группы домой, 18 мая, состоялось открытие их собственной студии звукозаписи Polar Music Studio. Студия принадлежала к числу наиболее современных и хорошо оснащенных по тем временам. Построена она была у моста Санкт-Эрика, в здании, где когда-то находился один из стокгольмских кинотеатров. Возможно, это был не лучший с экономической точки зрения способ инвестировать средства, но АВВА достигла уже таких позиций, что могла себе позволить вложить деньги в устройство студии, которая была именно такой, какая им нужна. К тому же это сделало процесс музыкального творчества еще более приятным для них, чем раньше.

http://www.youtube.com/watch?v=lvg1ABfZB90

http://www.youtube.com/watch?v=dbVybH9Wook&feature=related

«Мы просто составили список пожеланий, – рассказывает Микке Третов, – и получили все, что заказали: отдельные комнаты для разных видов акустики, два 24-канальных магнитофона и многое другое, о чем в других студиях еще даже и не слыхивали».
«Нам хотелось, чтобы студия была просторной, с не загроможденными площадями и со стеклянными перегородками, чтобы музыканты могли видеть друг друга, – добавляет Бенни. – Кроме того, мы заказали одну вещь, которую сами еще нигде не видели: мини-миксер у выхода на наушники каждого музыканта. Это давало возможность регулировать громкость звучания каждого инструмента. Обычно музыканты хотели слышать свой инструмент чуть громче, чем другие, а добиться этого было крайне сложно технически».

Свои семь недель отпуска в июне-июле Фрида с Бенни провели на Барбадосе, а Бьерн с Агнетой – на Стокгольмском архипелаге. В августе АВВА собралась в студии для продолжения работы над альбомом. Прежде всего они закончили работу с песней, которую начали записывать еще в мае. Речь идет о Summer Night Citi, в которой заметно влияние группы Bee Gees. Процесс создания всех песен группы занимал обычно много времени, но эта далась поистине с невероятным трудом. Поскольку пора было выпускать новый сингл, а эта песня была единственной подходящей, то целую неделю АВВА посвятила поискам и сделала бесчисленное число миксов. Ни Бьерн, ни Бенни, ни Микке Третов не остались довольны ни одним из вариантов. «Темп песни почему-то ужасно нарастает, и вообще это отвратительная запись, – считает Бьерн. – А ведь песня была достойна лучшего с ней обращения».

Для того чтобы сразу завладеть вниманием слушателя, был отрезан 45-секундный драматический пролог, записанный со струнными и вокалом, да и весь звук в том варианте, который был в конце концов выпущен, чересчур искажен. Вот мнение Микке: «В других версиях Summer Night Citi звук был сжат компрессорами еще сильнее. Мне кажется, мы пытались извлечь и показать нечто такое, чего просто не было на пленке».
Что касается женской половины группы, то Фрида не считает, что в записи есть какие-то особые промахи, тогда как Агнете песня кажется чуть монотонной.
Полная, длинная версия Summer Night Citi предназначалась для нового альбома. АВВА набрала, однако, для него столько песен, которые были во всех отношениях лучше, что эта, длинная версия, так и не была издана.

В конце мая была сделана запись  Free As A Bumble Beе. Песня не была издана, она попала на полку с надписью «Не для изания»
http://www.youtube.com/watch?v=lo36pRRn8PI

Названиями песен часто становились шутки и каламбуры, понятные только участникам записи. Если, конечно, они не были следствием «черного юмора» Микке. Попадались среди названий и такие, которые были связаны со стилем или жанром песни. Вот несколько примеров заголовков (в скобках), которые Микке использовал в качестве рабочих названий во время записи песен: If It Wasn t For The Nights (Pandemonium) Chiguitita (Three Wise Guys), I Have A Dream (Take Me In Your Armpit), The Piper (Antligen Krig – «Наконец-то война», Me And I (Jackass).
Песню Just  A Notion постигла та же участь, она заняла свое место на полке  »Не для издания».
http://www.youtube.com/watch?v=s_JynbZI-eI
http://www.youtube.com/watch?v=cEVG1L7Cy38
В августе опять была предпринята попытка как-то переделать Lotties Schottis. Эту композицию они записывали весной, но остались недовольны. На этот раз мелодия получила несколько более осторожное введение в стиле попа, а вкладом Микке стало рабочее название Hamlet III. Агнета с Фридой даже напели пробный текст, в котором речь шла о девушке, вспоминающей роман, разыгравшийся в «счастливые осенние дни».
«Мы считали мелодию по-настоящему хорошей и пытались хоть как то приспособить ее к поп-музыке, но из этого так ничего и не получилось, – говорит Бенни. – Никуда было не деться от того факта, что это все-таки «шоттис» (старинный парный танец). Впервые этот «Шоттис Лотты» увидел свет в 1987 году на пластинке Бенни «Звоните мои колокола».

http://www.youtube.com/watch?v=9MgUcYQxmjA&feature=related

Во второй половине августа АВВА начала запись песни, которой суждено было стать одной из лучших в альбоме. «Песню The King Has Lost His Crown мы писали на острове Виггсе, – рассказывает Бьерн. – Когда мы с Бенни закончили, то были так довольны собой, что спустились к воде и на моторке Бенни пошли в порт Сандхамн. Вместо того чтобы работать дальше!»
На вокале песни они применили гармонизатор звука. А произошло это совершенно случайно, рассказывает Микке: «Бенни играл на синтезаторе и нечаянно ошибся. Вместо аккорда в мажорной тональности взял аккорд в миноре. Я сказал, что это прозвучало гораздо лучше. Тогда он сыграл весь аккомпанемент синтезатора в миноре.

http://www.youtube.com/watch?v=K_QrUc2DlOk

Единственной проблемой было то, что голоса девушек были уже записаны, причем, если бы мы изменили тональность аккордов, то один тон прозвучал бы фальшиво. А именно артикль «а» в строчке «clumsi like a clown». Я решил эту проблему тем, что пропустил этот единственный тон через каналы гармонизации голоса. Тем самым я снизил его на пол-тона, а потом наложил на пленку еще раз. Девушки, наверное, очень удивились, услышав, как они поют в миноре, когда они точно помнили, что записывались в мажоре!»

http://www.youtube.com/watch?v=_d5dPYHi17k&feature=related
Summer Night City
http://www.youtube.com/watch?v=13APM0mEDtE
в сентябре 1978 г. вышел сингл
Medley ( попурри )
http://www.youtube.com/watch?v=OkHGRI0uUvo

Месяцем позже группа записала Dream World, которая легла на полку с надписью «Не для издания». Там уже лежали пленки с такими мелодиями 78-го года, как Free As a Bumble Bee, Just A Notion, Crying Over You и несколько вариантов Lottis Schottis. Готовых композиций на долгоиграющую пластинку не хватало. пришлось выпуск альбома перенести с предрождественских сроков на февраль или март 1979 года.

http://www.youtube.com/watch?v=GeYs7cWxsHg&feature=relate
http://www.youtube.com/watch?v=Kjjdd4w8rig
http://www.youtube.com/watch?v=A7S-wiwSUKsd

Crying Over You.

http://www.youtube.com/watch?v=k9FfGBpV8RM

6 октября 1978 года Фрида с Бенни поженились, через девять лет после своего обручения. Свадебная церемония, состоявшаяся в одной из церквей стокгольмского острова Лидинге, была очень скромной. О том, что она вообще состоялась, было известно очень узкому кругу людей. Новобрачные компенсировали это небольшой вечеринкой, которую они устроили для своих друзей на следующий день.

http://www.youtube.com/watch?v=M9b1birQBQ4&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=O4SKR1oruMY

25 октября начали запись If It Wasn t For The Night,
одной из лучших песен будущего альбома, ныне незаслуженно забытой.
«Это очень хорошая мелодия, – считает Бьерн. – Я помню, мы положили немало сил на то, чтобы добиться в припеве верного звучания женских партий. Голос и тон должны были соединиться так, чтобы это оживляло звуковую окраску вокала. Без этого песня могла бы потерять гибкость».
В этой песне совсем иное проявление ритмических влияний, она не типична для периода «диско» группы АВВА ( 78-й и 79-й гг ).

http://www.youtube.com/watch?v=1xfKqxdv3Gk

В ноябре, во время пребывания в Японии и выступая там по телевидению, АВВА исполнила тогда еще не изданную композицию If It Wasn t For The Nights. Вообще-то ансамбль неохотно предавал гласности мелодии, которые еще не появились на пластинках, но тут было сделано исключение, связанное с тем, что песня эта должна была выпускаться в виде следующего сингла. Поэтому была показана еще и в телевизионных программах, записанных в Лондоне: Mike Yarwood Christmas Show и Jim ll Fix It.

http://www.youtube.com/watch?v=gQqbljOc1NA

Ярко выраженный в раннем периоде творчества группы стиль поп-музыки прослеживается в композиции Angeleyes, которую, по словам Бенни, вообще не хотели включать в будущий альбом (Voulez-Vous). «Насколько я помню, мы сыграли ее в студии и сочли неудачной. Потом, когда стало ясно, что придется убрать и Just A Notion (одна из многих кандидаток в альбом, оставшихся неизданными), мы с перепугу решили, что Angeleyes не так уж и плоха, и записали ее». Большинство, пожалуй, согласится с тем, что эта песня, выпущенная затем на сингле, «не так уж и плоха», хотя сегодня Бьерн говорит, что «гордиться тут особенно нечем» и считает даже, что ее вовсе не надо было включать в альбом.

http://www.youtube.com/watch?v=728c7L_WjxQ

http://www.youtube.com/watch?v=3w7wFDCZa5o&feature=related

В ноябре квартет отправился в двухнедельное рекламное турне по Японии. Как обычно, это означало горячку выступлений на радио и по телевидению, перемешанных с интервью для газет и пресс-конференциями. Именно эта поездка стала решающей для успеха группы в Стране восходящего солнца.

http://www.youtube.com/watch?v=4aLZ-qkneus (1)

http://www.youtube.com/watch?v=Xvo5qGklCUw (2)

С самого начала появления собственной студии было решено, что ею будут пользоваться и другие артисты, когда сама АВВА в ней не работала. Пока группа была в Японии, две недели в их студии провели «пионеры» в этом отношении – группа Led Zeppelin, записывая песни для своего диска In Through The Out Door.

http://www.youtube.com/watch?v=D-K6NNyIqVM

От своего решения выпустить If It wasn’t For The Nights в качестве следующего сингла, АВВА отказалась после записи песни Kalsupare («Собутыльник»). Так первоначально была названа песня, известная теперь как Сhiquitita. Первая попытка записать музыкальное сопровождение и вокал к этой песне состоялись в начале декабря. В этой версии Агнета с Фридой пели куплеты поочередно, обращаясь к своему бывшему бойфренду, который предпочитал «объятья Розалинды».

The Story Of ABBA

http://www.youtube.com/watch?v=_3LEW_jFpWM&NR=1

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>