Фрида и Бенни

2141 день назад, автор: Светлана Береговая

 

Фрида. 1969…

Бенни и Бьерн (который временно заменял гитариста) выступали с группой в Мальме, там же были на гастролях и Фрида с Чарли. Однажды вечером они случайно встретились за ужином в ресторане. Сразу же возник разговор на близкие всем темы шоу-бизнеса. Вечеринка переместилась в отель, где жили Бьерн и Бенни и разговор продолжился до семи утра. У Фриды было впечатление будто она знает Бенни всю свою жизнь. В свою очередь Бенни был очарован симпатичной брюнеткой с заразительным смехом.

В конце месяца Фрида, Бенни и Бьерн встретились во время записи радио-программы Midnight hour, где все трое были участниками «жюри музыкального автомата». На сей раз они влюбились друг в друга по-настоящему. Сначала Фрида отгораживалась от него стеной недоверия. Бенни понимал, что ему потребуется время для того чтобы узнать ее. «Она была невероятно скрытной в то время и очень серьезной, – говорит он. – Мы много беседовали, но она почти никогда не говорила о себе».

18 августа 1969 года в Стокгольме состоялась помолвка Фриды и Бенни. Их роман длился уже почти шесть месяцев. В течение этого бурного периода Фрида старалась найти в Бенни опору и утешение, в которых отчаянно нуждалась. «Меня мучили совершенно беспричинные приступы ревности, – говорит Фрида. – Это происходило из-за моей низкой самооценки. Невзирая на трудности их взаимоотношений, Бенни любил Фриду и решил связать с ней свою судьбу. В скором времени Фрида окончательно перебралась в маленькую квартиру своего жениха в центре Стокгольма. Небольшие размеры квартиры не позволяли их детям оставаться надолго. Бенни и Фрида поддерживали друг друга, когда вокруг злословили по поводу того, что они «бросили» свои семьи.

Фрида продолжала выступать с Чарли Норманом, а Бенни стал продюсером всех записей Фриды для EMI. Записанная на первой стороне сингла песня Peter Pan была к тому же совместной композицией Андерссона и Ульвеуса. То есть впервые в создании одной пластинки участвовали три члена будущего квартета АВВА. Если не считать характерную манеру игры Бенни на фортепьяно и высокопрофессиональный вокал Фриды, то в этом опусе было очень мало от чарующего волшебства АВВА. Больше всего он напоминал детскую песню для взрослых.
Peter Pan
http://www.youtube.com/watch?v=Se5FBrgSB14

Роль Бенни в качестве жизненной опоры все более возрастала. Весной 1970г. связь Фриды с прежней жизнью совсем ослабла. В марте она окончательно порвала с Рагнаром, в мае умерла ее бабушка Агню. В последние годы они были ближе друг к другу, чем раньше, и Агню очень гордилась тем, что ее внучка известна не только в их городе, но и во всей стране.

В марте 1970 года Фрида записала второй сингл с Бенни. Där du går lämnar kärleken spår. Песня стала ее второй за все время вещью, попавшей в Svensktoppen и хотя продержалась там всего две недели, это явилось свидетельством перспективности поп-материала. Через Бенни Фрида подружилась с Агнетой и Бьерном. Все четверо очень сблизились. Фрида и Бенни были свидетелями во время объявления помолвки Агнеты и Бьерна.

http://www.youtube.com/watch?v=yQ2pJhLOQ5k

Весной 1970 г Фрида приняла участие в съемках шведского телесериала «När stenkanan slog», который демонстрировался осенью того же года. Идея сериала заключалась в том, чтобы позволить популярным певцам, таким, как Бьорн Шифс (Bjorn Skiffs), Стен Нильссон (Sten Nilsson), Мона Вессам (Mona Wessam) и другим, исполнить шлягеры 1915-1955 годов. Наиболее популярной песней стала «Min soldat».
В июне 1970 года Фрида с Агнетой принимают участие в записи песни «Привет, старина» из нового альбома Бенни и Бьерна «Счастье». Таким образом это первая пластинка, где участвуют все четыре будущих члена группы АВВА. Помогать друг другу в студии стало самым главным в работе четверки. Все вместе и каждый по отдельности они вносят свою лепту: кто пением, кто игрой на инструментах, во все проекты.

Бенни уже год занимался продюсированием песен Фриды. Осенью 1970 года они приступили к работе над ее дебютным альбомом. Записывавшаяся в течение трех лет Фрида до сих пор не имела настоящих хитов. Благодаря Бенни Фрида окончательно погрузилась в сферу поп-музыки. Она открыла для себя мир, который прежде не знала и игнорировала.  «Я думаю, что в то время альбомы выпускали только те, у кого уже было несколько хитов, – вспоминает она. – А у меня, собственно, ничего особенного не вышло, хотя с моим именем и связывали Du ar sa underbart rar. Я думаю, что я еще только подыскивала новый стиль. Мне трудно было отделаться от стиля танцевальной музыки с некоторым влиянием джаза, что было совсем не ходовым товаром».

Фрида уже свыше трех лет была сравнительно известной певицей, но статистика ее достижений выглядела удручающе. Ее дебютный альбом, выпущенный весной 1971 года, разделил судьбу всех ее синглов. Альбом получил хорошие отзывы, но не содержал хитов и поэтому раскупался не очень активно. Размышляя о своем положении, она понимала, что так и не обрела душевное спокойствие, которое искала. «Иногда у меня возникает чувство, будто все, что я делаю, – бессмысленно… Я пытаюсь обрести смысл в своей жизни. Иногда мне это удается, но не всегда». В один из таких моментов Фрида решила начать учиться. «Это заполняет пустоту, которую я ощущаю в жизни. Я понимаю, что не сумею разрешить все мировые тайны, но это в определенной мере успокаивает меня».

Лишь выступления в кабаре с Чарли Норманом принесли ей что то отдаленно напоминавшее признание. Ее попытки совместной с Бенни работы на сцене не увенчались успехом. В душе Фриды происходила ожесточенная борьба между желанием петь и страшным осознанием того, что настоящая певица из нее, по всей видимости не получилась. Она никогда ничем другим не занималась и поэтому весной поступила на заочные курсы.  «Я вовсе не собиралась оставлять карьеру певицы – по крайней мере, тогда, – говорит она, – а просто решила подстраховаться на тот случай, если мне придется это сделать».

Работа в студии переплеталась летом 1971 года с гастролями по Народным паркам. Бьерн, Бенни и Агнета отправились в одно турне, а Фрида с Лассе Бергхагеном в другое. Не смотря на длительный опыт работы Фриды с Чарли Норманом, Бергхаген не мог не заметить, что ей чего-то не хватает, когда она выходит на сцену. «Казалось, она держится несколько отстраненно, – вспоминает он. – У меня было такое впечатление, будто между ней и публикой существует невидимая стена».

http://www.youtube.com/watch?v=dMNUtP5MMok http://www.youtube.com/watch?v=oO_QwDT2hYk

Фрида давно осознавала это. «Я просто невозможна на сцене, – говорила она год спустя. – Едва я там оказываюсь, у меня сразу пропадает уверенность в себе, возникает страх и начинают трястись колени». По ее словам, она пыталась с этим бороться, но за 12 месяцев ей не удалось до конца побороть себя. Потребуется еще некоторое время, прежде чем она научится устанавливать контакт с аудиторией.

Между тем карьера Фриды в качестве сольной певицы продолжала буксовать. Терпеливый Бенни, с пониманием относившийся к резким переменам в ее настроении, делал все возможное, чтобы она наконец выпустила хит. Летом 1971 года он спродюсировал сингл Фриды Min egen stad («Мой город»), к всеобщему облегчению песня стала большим хитом, что придало Фриде уверенность в себе.
http://www.youtube.com/watch?v=a6DBoR51KtY

Осенью 1971 года Фриду пригласили принять участие в ревю «Мои любимые», поставленное самым популярным автором Kar de Mumma. Порекомендовал Фриду Лассе Бергхаген, ветеран различных ревю Kar de Mumma с трехлетним стажем. Рекомендация заключалась в том, что он просто сунул режиссеру шоу Хассе Экману альбом Фриды и сказал :»Послушай это».

Это представление не сходило со сцены семь месяцев. Фрида отнюдь не была звездой шоу, но она в полной мере воспользовалась представившейся ей возможностью перенять навыки поведения на сцене у опытных исполнителей. У нее было три серьезных номера. Шоу пользовалось успехом и обеспечивало Фриду работой на несколько месяцев.

В начале 1972 года Фрида с Бенни, вслед за Агнетой и Бьерном, переехали в новый дом в северном пригороде Стокгольма Валлентуну. Они давно стремились выбраться из своей маленькой стокгольмской квартиры. Здесь наконец у них было достаточно места для детей. «Все они очень живые, подвижные ребята, и им требуется большое пространство, – говорила Фрида. – Еуперь у них есть свои комнаты, и они могут приезжать к нам гораздо чаще. У них есть возможность играть на улице возле дома, не опасаясь машин».

Бенни и Фрида старались проводить как можно больше времени со своими детьми. Фрида иногда размышляла о том, как люди смотрят на то, что она оставила мужа и детей в Эскилстуне. «Больше всего мне причиняет боль клевета, будто я плохая мать, – говорила она. – Будто я променяла детей на свет прожекторов, на разгульную жизнь с икрой и шампанским. Будто меня абсолютно не заботит, что с ними, будто я думаю только о себе. Меня никогда не перестанет удивлять, как легко могут люди судить об обстоятельствах, о которых они не имеют ни малейшего представления».

Фрида переживала не лучшие времена в течение семи месяцев, вечер за вечером, выходя на сцену в ревю. Вначале это выглядело как многообещающий шаг в карьере, возможность усовершенствовать навыки сценического исполнения. Но Фриде не удавалось побороть неуверенность на сцене. Кроме того ей совсем не нравилось каждый вечер исполнять одни и те же три номера. В результате она убедила себя в том, что у нее как у певицы нет будущего: за 13 лет карьеры она так и не научилась нравиться публике. Фрида записалась в школу портних в Стокгольме, решив стать модельером. Она всегда сама шила себе сценические костюмы.

«Мне отнюдь не свойственна мечтательность, напротив, я закоренелая реалистка, – говорила она. – Я вовсе не принадлежу к той категории артистов, которые стремятся любой ценой отвоевать себе место под солнцем. Конкуренция в этой профессии невероятно сильна, и в ней выживают только сильнейшие. Несмотря на всю мою любовь к ней, у меня абсолютно нет уверенности в том, что я отношусь к тем, кто выживет. Она признавала, что если бы не Бенни, то давно ушла бы из шоу-бизнеса. Во время приступов меланхолии он делал все, чтобы утешить и подбодрить ее.

В январе 1972 Фрида записала свой последний сингл для EMI. На первой стороне была песня Бьерна и Бенни «Vi är alla barn i bärjan («Все мы сначала были детьми»). Уверенный бит в сочетании с позитивным текстом казался посланием Фриде, имевшим целью подбодрить ее. Агнета, Бьерн и Бенни подпевали ей в припеве. Сингл, выпущенный в конце февраля, канул в небытие.

http://www.youtube.com/watch?v=rT2GTXutuDU

После закрытия ревю в конце мая Фрида осталась без работы. Это было невыносимо. У нее наступала депрессия и даже Бенни ничем не мог ей помочь. В их доме в Валлентуне наступила тяжелая пора. «Я сомневалась во всех и во всем, даже в любви Бенни, – вспоминает Фрида. – Я причиняла ему сплошные несчастья…И все же, невзирая ни на что, он любил меня и всеми силами старался помочь, как никто другой. Он призывал меня к действию, взывал к моему разуму, утешал, дарил свое душевное тепло». Их отношения в течении этих месяцев подверглись настоящему испытанию.

В июне 1972 года Фрида, Агнета, Бенни и Бьерн записали свою первую песню вчетвером. «People Need Love» явился самым удачным хитом для всех. Карьера Фриды резко пошла в гору. После того как истек ее контракт с EMI Фрида перешла под крышу Polar Music. Записанный здесь первый же сингл – Man Vill Ju Leva Lite Dessemellan («Хочется жить нормально») стал самым большим хитом Фриды на тот момент.
http://www.youtube.com/watch?v=EUwWoEL2WHI&feature=related

В это же время произошло еще более счастливое событие. Она приняла участие в туре по кабаре, предусматривавшем 30 выступлений вместе с джазовым гитаристом и певцом Роффе Бергом. То ли вследствие ее недавних успехов на поприще поп-музыки, то ли потому, что ревю «Мои любимые» явилось для нее более ценным опытом, нежели она полагала, но этот тур неожиданно принес ей избавление от страха перед сценой. «Впервые я испытала настоящее удовольствие от выступления на сцене и больше не боялась ее», – вспоминает Фрида. – Взаимодействие с публикой было совершенно потрясающее. Не знаю почему, но у меня вдруг возникло ощущение, что все встало на свои места, и это придало мне уверенности». Так закончился один из самых трудных периодов в ее жизни.

После победы на Евровидении 1974 Фрида долго не могла поверить в случившееся. Еще до конкурса она начала изучать языки только из-за того, что ей надоело быть домашней хозяйкой. Она продолжала посещать занятия. «В конце апреля наша группа с курсов должна отправиться в Англию, чтобы совершенствовать знание языка, живя в семьях. Но сейчас я не знаю, смогу ли поехать», – говорила Фрида. Похоже она окончательно не осознала значение произошедшего.

Фрида и Бенни планировали пожениться летом 1974 года. Фрида сшила подвенечное платье, еще когда училась в школе портних в 1972 году, и с той поры оно висело у нее в шкафу. Пара была непреклонна в своем решении, в отличие от Агнеты и Бьерна, устроить скромную свадьбу без журналистов. Теперь же, после Брайтона, избежать внимания средств массовой информации им вряд ли удалось бы. Они решили выждать, пока не уляжется ажиотаж вокруг АВВА.

Во время первого тура АВВА, осенью 1974 года бросались в глаза перемены, произошедшие в поведении Фриды. Еще три года назад она выглядела на сцене явно скованной. Теперь же все изменилось. Она непрерывно двигалась по подиуму, делая танцевальные па и привлекая всеобщее внимание. Фрида полюбила общение с возбужденной толпой. «Мне очень нравится сцена, – говорила она. – Находясь на ней, я переживаю самые счастливые моменты в своей жизни. В эти моменты я совершенно обнажена и открыта. Я чувствую себя уверенно, потому что люблю то, что делаю».

Еще в феврале 1974 года Фрида начала записывать свой сольный альбом Frida ensam, «Фрида одна», продюсером которого был Бенни. Пластинка, однако, была готова только к концу 1975 года. Проект создания этой пластинки осуществлялся потому, что этого хотела сама Фрида. «Я записала до этого единственный сольный альбом», – говорила она. Что касается стиля нового альбома, он был абсолютно не характерен для Фриды. В ней не осталось ничего от джазовой певицы, домашней хозяйки и матери двух детей. Она предстала перед публикой совершенно новой личностью – современной певицей и звездой высокого полета.

В альбоме есть все – от хитов кантри, таких как «The MostBeautiful Girl», до классики Beach Boys «Wouldn t It Be Nice» и даже «Life On Mars»  Девида Боуи. «Альбом содержит много вещей, которые мне давно хотелось спеть, но я не могла это сделать вместе с АВВА, потому что мы являемся группой», – говорила она. В целом альбом был очень хорош. Он продемонстрировал прекрасный балладный стиль Фриды и ее возросшее вокальное мастерство.

Поскольку функции продюсера выполнял Бенни, уже существовал риск того, что альбом будет выдержан в стиле АВВА, и, дабы не усугублять эту проблему, Фрида не стала приглашать Агнету в качестве бэк-вокалистки. По той же причине только одна песня в альбоме – «Фернандо»,  является оригинальной композицией, сочиненной Бенни, Бьерном и Стигом.

Возраст не добавлял Фриде ощущения благополучия. Ее начали мучить застарелые страхи и комплексы. «Думаю, через подобное проходят все женщины в этом возрасте, – говорила она несколько лет спустя. – Я где-то прочитала, что в 20 лет человек решает, что ему нужно от жизни, а в 30 пересматривает свое мнение и все подвергает сомнению. Именно это и произошло со мной. Я утратила веру в себя, а нужно было работать».

Фрида поняла, что если она хочет добраться до сути того, что ее тревожит, ей нужно обратиться к психоаналитику. «Бенни тоже оказывал мне большую помощь, – говорила она, – хотя он и не мог понимать всего. Теперь я чувствую себя очень сильной, очень уверенной. Я знаю, чего хочу. Нужно слушать только себя, а не кого-то. И Бенни тоже пришлось измениться, потому что я стала другой. Наши отношения изменились. Они гораздо крепче, чем прежде».

Фрида и Бенни наслаждались своим положением суперзвезд. Они постоянно выходили в свет, и их можно было часто встретить в ночных клубах. Тем не менее Фрида продолжала испытывать чувство вины в отношении своих детей. Не сомневаясь в том, что поступила правильно, уехав из Эскильстуны, она все же сожалела, что не сумела принять в их воспитании должного участия. Теперь Фрида была твердо намерена установить со своими детьми более доверительные отношения, такие, чтобы она могла стать им настоящей опорой в жизни. Она знала, что для этого потребуется время. «Я все время боялась совершить какую-нибудь ошибку как мать, – вспоминает она. – Одиночество являлось моим постоянным спутником в жизни, и поэтому мне было трудно дать им то, чего я никогда не испытывала сама».

В последствии Фрида признавалась: то, что она занималась преимущественно своими проблемами, осложняло процесс развития отношений с детьми. Внешне она могла выглядеть по-королевски элегантной, уверенной в себе поп-звездой, но в душе оставалась маленькой девочкой, ищущей любви и понимания. Центральной фигурой в ее жизни по-прежнему являлся Бенни, всегда приходивший ей на помощь в трудную минуту. Она вовсе не была несчастна. Напротив, после преодоления недавней депрессии она обрела душевную гармонию, а любовь поклонников АВВА заполняла внутреннюю пустоту, которую она ощущала с детства. Фрида становилась более вдумчивой. Она начала осознавать, насколько опасно постоянно полагаться на другого человека в поисках эмоционального равновесия. Медленно, но верно проникала она в суть своей собственной натуры.

Осенью 1977 года Фрида оказалась поставленной перед сильным эмоциональным потрясением. Насколько было известно ей и всему ее окружению, ее отец, немец Альфред Хаасе, погиб при кораблекрушении судна, на котором он вместе с другими немецкими солдатами возвращался обратно в Германию в 1945 году. Но в 1977 году некоей Андрее Бухингер попалась на глаза заметка в немецком поп-журнале «Браво», где были опубликованы факты биографии членов группы АВВА. Она обратила внимание на то, что ее дядя носил точно такое же имя, как пропавший отец Фриды. Она обратилась к своему двоюродному брату Петеру, который, в свою очередь, спросил своего отца, не был ли он знаком с девушкой по имени Сюнни Люнгстад, когда был в Норвегии в 1945 году. Когда отец признался, что да, мол, был знаком, то Петер протянул ему большой снимок Фриды со словами: «В таком случае, это твоя дочь»…

Когда некто, утверждавший, что приходится ей отцом, начал неожиданно названивать в фирму «Полар», Фрида отказалась этому верить. «Сначала я подумала, что это какой-то свихнувшийся,- припоминала она несколько лет спустя,- но потом я спросила, есть ли у него какие-нибудь доказательства того, что он действительно мой отец. Когда оказалось, что у него есть точно такая же фотография его- молодого солдата – как и у меня, тогда все стало ясно». Естественно, что Альфред Хаасе приехал в Стокгольм, чтобы встретиться со своей неизвестной ему до сих пор дочерью. «Мы оба заплакали,- так припоминала позже Фрида эту встречу.- Но не так-то легко приобрести отца, когда тебе уже 32 года. Невозможно любить его так же, как если бы я выросла с ним вместе. Но он очень симпатичный и хороший человек, и я рада, что у меня теперь есть отец».

6 октября 1978 года Фрида с Бенни поженились, через девять лет после своего обручения. Свадебная церемония, состоявшаяся в одной из церквей стокгольмского острова Лидинге, была очень скромной. О том, что она вообще состоялась, было известно очень узкому кругу людей. Новобрачные компенсировали это небольшой вечеринкой, которую они устроили для своих друзей на следующий день.

3 февраля Фрида едет в Севилью (Испания) для съемок в фильме «Пройди по воде, если сможешь». Режиссер Стиг Бьеркман. Это был ее дебют в качестве киноактрисы. В 1975 году Фрида попыталась получить роль в фильме «Эльвис, Эльвис», но из этого ничего не вышло. На этот раз, хоть шведские газеты и кричали о «кинодебюте звезды группы АВВА», Фрида находилась в кадре всего две с половиной минуты. Она снималась в роли Анны, жены одного из действующих лиц, которого играл Тумас.

Жизнь Фриды становилась счастливее день ото дня. Теперь, когда тяготы и лишения детства остались лишь в смутных воспоминаниях, она чувствовала себя сильной как никогда. Неопределенность последних нескольких лет, когда она примерялась к своей новой роли всемирно знаменитой певицы, уступила место чувству глубокого удовлетворения, что отчетливо проявлялось в ее манере общения с другими членами группы и их ближайшим окружением.

Фрида продолжала так же развивать отношения со своими детьми, и этому в значительной мере способствовало то, что они жили в ее доме. Она знала, что потребуется время, чтобы завоевать их доверие. У Фриды появилась возможность для переоценки своей жизни и размышлений о своей роли в окружающем мире. Она стала вегетарианкой и начала читать труды индийского духовного деятеля Кришнамурти, что значительно облегчило ей жизнь.

В середине 80-го Фрида и Бенни все чаще испытывали проблемы в отношениях. Все больше отдаляясь друг от друга, они чувствовали, что живут вместе только по привычке. Бурные конфликты, часто происходившие на ранней стадии их отношений, придавали им определенную остроту. Эти эмоциональные вспышки остались в прошлом, но вместе с ними ушла и страсть. «Это было очень трудное время, – вспоминает Фрида. – Мы должны были изображать счастливую пару. Нам приходилось каждый вечер выходить на публику, лишь бы не оставаться дома наедине друг с другом». Но пока ни один из них не был готов предпринять решительный шаг, дабы положить конец изжившему себя союзу.

Ярким контрастом к юбилейным празднествам Стиккана Андерсона стало объявление 12 февраля 1981 года Бенни и Фриды, что они намерены развестись. Решение Фриды и Бенни расстаться было принято отнюдь не спонтанно. Они посещали психолога – консультанта по вопросам брака, пытаясь решить свои проблемы, а не далее как в ноябре прошедшего года вместе приобрели новый летний коттедж. Патовую ситуацию в их отношениях сломал Бенни, увлекшись 37-летней теле-журналисткой Моной Нерклит. И чем крепче становились чувства Бенни к Моне, тем дальше в тупик заходили его отношения с Фридой. То, что их связывало раньше, безвозвратно ушло.

«Я не могу точно объяснить, что было не так, – размышляла в последствии Фрида. – Возможно, мы просто устали друг от друга, вместе работая, вместе живя и не имея времени на частную жизнь. Мы никогда не имели возможности сесть как две отдельные личности и подумать о том, что нам нужно от жизни. Работа в группе отнимала у нас слишком много времени».

Эта новость окончательно разрушила державшийся с 70-х годов образ квартета АВВА, как «двух счастливых пар». «Это чисто личное решение, не имеющее ничего общего с нашей работой в группе АВВА». – такова была главная мысль сообщения для прессы, явно напоминающая комментарии двухлетней давности Бьерна и Агнеты.

 

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>