1980

2420 дней назад, автор: Светлана Береговая

Испанский альбом. Гастроли в Японии.

После нового года Бьерн с Бенни поехали на Барбадос, чтобы сочинить мелодии для нового альбома, который планировали издать в октябре.

А пока Агнета, Фрида и Микке Третов занялись другим проектом. Дело в том, что после успеха Chiquitita и I Have A Dream, выпущенных на испанском языке, возникла мысль издать целый альбом с песнями на испанском. Бьерн и Бенни были не слишком-то воодушевлены этой идеей, но сказали, что раз у Агнеты с Фридой есть желание заново напеть все необходимые вокальные партии, а Микке не прочь всему этому придать звуковое оформление, то они не возражают. Именно этим проектом и занята была оставшаяся в Швеции «тройка».

http://www.youtube.com/watch?v=z-8O1TQoRV0
SPANISH MEDLEY

http://www.youtube.com/watch?v=Pviym-_tI9g

Что бы Бьерн и Бенни ни думали об этом проекте пластинки, девушки чувствовали себя во время работы просто превосходно.
«Петь по-испански было интересной задачей, – говорит Агнета, – и я вспоминаю, как приятно мы проводили время с журналисткой Аной Мартинес, учившей нас правильному произношению».
А Фрида, соглашаясь, добавляет: «Петь на испанском довольно легко, даже не зная языка. Когда мы записывали альбом, нам было очень весело, и мы совсем не думали о деловой стороне работы»

Работа шла так: выбирались подходящие песни, аранжировка к ним переписывалась на новые пленки, куда предстояло наложить вокальные партии по-испански. Между прочим, среди отобранных для «испанского» альбома, но так и не записанных песен, была и Does Your Mother Know, что указывает на потенциальную возможность участия Бьерна. Так что он, видимо, не совсем отбрасывал мысль о том, чтобы петь на этой пластинке. В январе готовые записи вокала были сведены с инструментовкой в студии «Полар» и в собственной студии Микке Третова.

У АББА есть несколько песен с некоторыми испанскими интонациями, например, Fernando, Chiquitita, Move On, – говорит Микке Третов. – Когда слушаешь испанский альбом АББА, то можно почти поверить в то, что его записал испанский ансамбль». То же самое можно сказать и первой песне, над которой группа начала работать для альбома Super Trouper в феврале 1980 года. Рабочее название нового произведения было Hold Me Close, но выпущена она была под названием Andante, Andante. И действительно, была записана испанская версия этой песни, которая со временем вошла в альбом Super Trouper, продававшийся в испаноязычных странах.

http://www.youtube.com/watch?v=6i-lN3UpyBU&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=0nae0NE92DU
В феврале начали записывать Andante, Andante
http://www.youtube.com/watch?v=VQwMcQPD860

Продолжалась работа над новым альбомом Super Trouper. «Лично для меня с этим альбомом стало ясно, что я хорошо освоился со студией «Полар». Нигде ничего не болтается, все крепко привинчено по местам, а я основательно познакомился с оборудованием и умею извлекать из него те звуки, которые требуются». Если говорить об особом звучании АВВА (ABBA-sound), то в инструментальном отношении оно всегда приобретало особую окраску благодаря игре Бенни на разных клавишных инструментах. Пластинка Super Trouper стала первой, где целиком доминирует его игра на синтезаторе Yamaha GX-1. Теперь эта доминанта будет присутствовать на большинстве последующих пластинок АВВА.

http://www.youtube.com/watch?v=53KGHEi_QWI
http://www.youtube.com/watch?v=bVdKhaTBN7M
5-го февраля записывали песню Elaine, а 6-го приступили к записи песни, с новой, для репертуара квартета, темой – постоянной угрозой со стороны фашистских движений. Об этой теме речь идет в тексте песни The Piper. В данном случае источником вдохновения стал  роман Стивена Кинга «Время чумы» (1978), где одним из главных персонажей является харизматический лидер с явными чертами Адольфа Гитлера.
«В тексте речь идет о страхе. Страхе перед грядущим временем, когда народу снова захочется иметь подобного лидера», – говорит Бьерн.
http://www.youtube.com/watch?v=mUss0Pd0ew0
http://www.youtube.com/watch?v=DjxaNO9VMYE

В самолете по пути на Барбадос у Бьерна и Бенни возникла идея создания мюзикла, действие которого должно было происходить новогодним вечером. «Нам показалось довольно перспективным само обрамление: несколько человек в одной комнате оглядываются на ушедший год и размышляют о будущем», – вспоминает Бенни. На Барбадосе они встретились с известным комиком Джоном Клисом и поужинали вместе с ним. Они предложили ему написать сценарий мюзикла, но он не проявил энтузиазма. Вскоре идея мюзикла была отброшена, но до этого Бьерн и Бенни успели сочинить песню, которая предназначалась для этого проекта.

http://www.youtube.com/watch?v=Ft4CzJoDbGE
http://www.youtube.com/watch?v=3Uo0JAUWijM
http://www.youtube.com/watch?v=RIwHOo1IwtM
http://www.youtube.com/watch?v=uimxvmlz1BA&feature=related

Это была мелодия Happy New Year. Она тоже была записана в начале работы над новым альбомом. Как и в случае с Andante, Andante, была сделана и испанская версия песни Happy New Year, которая вошла в альбом для стран с испанским языком под названием Felicidad. Режиссер Лассе Халльстрем не преминул снять два видеоклипа как на английскую, так и на испанскую версии песни «С новым годом». В Советском Союзе видеоклип Happy New Year впервые был показан в новогоднюю ночь с 1980 на 1981 год в «Голубом огоньке», сделав этот романтический гимн всенародно любимым.

On And On And On
http://www.youtube.com/watch?v=9ZcfZ9n6V6c
http://www.youtube.com/watch?v=9G5129BMoXg&playnext=1&list
http://www.youtube.com/watch?v=RObsh6X_1n4
http://www.youtube.com/watch?v=9ZcfZ9n6V6c
http://www.youtube.com/watch?v=Lc72xvz0lgU

Песня On And On And On cтала для группы АББА способом расплатиться с «долгом благодарности» со своими вдохновителями в том, что касалось аранжировки и производства пластинок – с  группой «Бич Бойз». Звучание хоровых партий, которые фальцетом пел Бенни на заднем плане песни, очень напоминает то, что слышно на хите группы «Бич Бойз» 1968-го года Do It Again. Вероятно, этот подарок был благосклонно принят группой, поскольку ее певец Майк Лав напел эту песню на своем сольном альбоме Looking Back With Love, вышедшем в 1981-м году. Остается загадкой, каким образом солист истолковал сомнительную историю сюжета песни, разыгрывающуюся в каком-то «высшем свете». «Честно говоря, я и сам толком не знаю, о чем идет речь в тексте, – говорит Бьерн. – Один абсурд и нонсенс».

В начале марта 1980 года АВВА отправилась в свое последнее турне. Целью его была Япония. Гастроли начались шестидневными концертами в Токио в зале Nippon Budokan Hall перед аудиторией в 10 000 человек на каждом концерте. Сценическое выступление группы было тем же, что и во время осеннего турне 79-го года. Добавлена была лишь японская версия песни I Have A Dream. АВВА никогда особенно не любила гастрольных поездок, и теперь, когда было завоевано большинство стран – крупных покупателей пластинок, – возвращалась в Швецию в конце месяца, предвкушая время, когда можно будет целиком отдаться работе в студии.

Может быть, полная свобода от напряженных гастролей и рекламных выступлений сыграла свою роль в высвобождении творческих возможностей Бьерна и Бенни, когда они в начале лета написали песню, которой суждено было стать одной из классических в жанре поп-музыки.То, что The Winner Takes It All, которая сначала называлась The Story Of My Life будет хитом, стало очевидным для обоих авторов сразу, как только она была закончена. Первая записанная версия – быстрый и веселый поп-вариант в четырехтактном ритме и с прихлопыванием в ладоши – была не совсем тем, к чему они стремились. «Она была слишком уж застывшей и метрической, – говорит Бенни. – В ней совсем не было того ощущения французского шансона, который появился в окончательной версии».

Уже когда Бьерн и Бенни прослушивали в машине по пути домой запись инструментального сопровождения к песне, они поняли, что что-то там не так. В чем-то была ошибка. «Я не думаю, что мы с Бенни чувствовали себя когда-либо на таком подъеме, как в период создания The Winner Takes It All, – говорит Бьерн. – Мы чувствовали важность того, что делали и хотели сделать все, чтобы ничего не испортить». Поэтому несколько дней спустя была записана новая аранжировка, лучше. Ударник Ула Брункерт вспоминает, что музыканты сразу нащупали верный темп и что на Бьерна произвело сильное впечатление то, что они играли так слаженно, не пользуясь помощью электроники. Майк Уотсон считает даже, что это его лучшее исполнение партии бас-гитары среди всех записей группы АВВА.

Тогда же Бенни придумал и ту мелодическую цепочку, исполняемую фортепиано и хором, которая связала воедино разные части песни и освободила ее от «угловатости», которая присутствовала в первой версии. «Если рассматривать отдельно мелодию, то она довольно проста, – говорит Бенни. – А все равно создается ощущение чего-то сложного». Частично это достигается путем хитроумной аранжировки разных частей музыки, изменениями высоты голосов по ходу текста, а также самой манерой исполнения. Хотя Агнета с Фридой всегда пели с «полной отдачей», по выражению Агнеты, все же ее собственный «речитативный» стиль на этой пленке, возможно, является ее высшим достижением. Во всяком случае, эта песня – ее любимая, как, кстати, и для других членов квартета.

Bravo Tu As Gagne
http://www.youtube.com/watch?v=6TIySyZZIjA&feature=related
Мирей Матье

Текст песни я написал рекордно быстро, – рассказывает Бьерн. – По-моему, это заняло не больше часа». Однако, до завершения работы над текстом The Winner Takes It All, Бьерн напевал мелодию с пробным текстом по-французски. «Тут вдруг стали сыпаться предложения, чтобы я и на пластинке так спел. Какое счастье, что я не послушался!» – говорит он. Французская атмосфера песни произвела впечатление и на Мирей Матье, которая записала версию на французском языке Bravo Tu As Gagne несколько позже в том же году. Продюсерами этой записи были Бьерн и Бенни. Они же, вместе с Фридой, исполняли и хоровые партии в этой песне.

в июне начали записывать

Burning My Bridges,
которая вышла только в 1994г.
в составе песен, вошедших в комплект компакт-дисков
CD-box: Thank You For The Music.
http://www.youtube.com/watch?v=YysYWR_mXLU&feature=related

В течение нескольких лет ходили слухи о том, что тема текстов Бьерна о паре возлюбленных, которые расстаются, будто бы имеет особое значение для Бьерна и Агнеты. Хотя в случае с The Winner Takes It All он и готов согласиться, что это тот самый редкий случай гармонии между текстом и мелодией, а, кроме того, содержание действительно касается его лично, но все же в первую очередь он писал слова к поп-музыке, а автобиографичным может считаться лишь атмосфера песни. «Крючок», на который ты «ловишь» публику, – это главное в поп-музыке. В противном случае текст никуда не годится, – говорит он. Но песня The Winner Takes It All является примером, когда эффектное название хорошо сочетается с идеей песни, которая является и личной и выдуманной». Вместе с сопутствующим видеоклипом, который был сделан в июле, как обычно Лассе Халльстремом, песня мгновенно стала хитом. Мало того, она стала первой песней группы в хит-параде Англии после февраля 1978.

The Winner Takes It All
http://www.youtube.com/watch?v=5dP2_yjFE3w&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=92cwKCU8Z5c&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=OuJl1T-trLw&feature=related
в июле вышел сингл
Elaine
http://www.youtube.com/watch?v=bVdKhaTBN7M&feature=related

Сингл The Winner Takes It All / Elaine вышел в июле, а месяцем раньше вышла пластинка Gracias Por La Musika, альбом на испанском языке.  Результат работы Агнеты, Фриды и Микке. «Положа руку на сердце, могу сказать, что так и не послушал этот альбом, – честно сознается Бенни, – пока не понадобилось мое одобрение перед выходом диска».

Песня Me And I наглядный пример того, что АВВА в стадии «новой зрелости» с сюжетами текстов о внутренних проблемах и раздвоенных личностях. Правда, именно в случае с этой мелодией неясно, повлияла ли тема песни на избранный Фридой способ исполнения. «Песня Me And I – пример того, как мы пробовали петь одну и ту же вещь по-разному, чтобы увериться, что выбрали именно ту манеру исполнения, которая необходима. В данном случае я пыталась звучать примерно как американская певица Eartha Kitt», – рассказывает она.

http://www.youtube.com/watch?v=BVcj9QgtsMw
http://www.youtube.com/watch?v=HYoE_3qG2Dg

В сентябре начали записывать Lay All Your Love On Me, наверное самую лучшую танцевальную мелодию из всей продукции АВВА. И это несмотря на танцевальные ритмы в стиле диско, которыми отмечены многие песни, записанные для альбома Voulez-Vous. Когда Бенни и Бьерн завершили написание мелодии Lay All Your Love On Me, они заметили, что припев получился похожий на церковный псалом.

«Найти подходящую аранжировку этой мелодии оказалось делом непростым, – вспоминает Бьерн, – поскольку мы стремились избежать сходства с псалмом. Но идея превратить его в диско показалась мне стоящей. Получился интересный контраст между куплетами, исполняемыми в темпе диско и и припевом, где хор «проповедует» вдвое медленнее». Удивительный эффект звучания вокальных партий перед припевами получился благодаря использованию «гармонизатора звука» не по назначению, а для достижения эха. Один и тот же тон, многократно пропускался через аппарат, который снижал его каждый раз на пол-тона.

Lay All Your Love On Me

http://www.youtube.com/watch?v=J6Zorv3OJJg&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=xfexGfSq8jU
http://www.youtube.com/watch?v=X0YHXiWF7SI

В конце сентября стало ясно, что новый альбом практически готов, но Бьерн и Бенни не успокаивались. Им хотелось сделать еще что-нибудь, по выражению Бьерна, «получше прежнего», что можно было бы выпустить в качестве сингла к выходу долгоиграющей пластинки. Для этого стоило поднапрячь свои силы, и музыкантам продлили контракт до 3 октября. Буквально за пару дней до наступления сроков записи Бьерн и Бенни написали то, что стало одной из сильнейших песен альбома. Относительно графического оформления альбома было давно решено, что в нем должен отражаться дух циркового представления. даже назвать его решили Piccadilly Circus. Сначала планировали сделать снимок для обложки альбома на месте, в Лондоне. АВВА должна была позировать в окружении настоящих артистов цирка и дрессированных зверей. Когда оказалось, что организовать это не так-то просто, то от первоначальной идеи решили отказаться и назвали альбом Super Trouper.

Put On Your White Sombrero
вышла только в 1994г.
в составе песен, вошедших в комплект компакт-дисков
CD-box: Thank You For The Music.
http://www.youtube.com/watch?v=wU6-vblQ_u0&feature=related

Super Trouper (так на профессиональном жаргоне называются огромные прожектора, которыми освещаются цирковые арены и поп-концерты). Поэтому новое название альбома сохраняло цирковую тему. «Новую песню мы вовсе не собирались называть именем альбома Super Trouper, – говорит Бьерн, – но как не удивительно, именно эти слова абсолютно к ней подходили. Правда, когда уже возникло название, то придумать подходящий текст оказалось делом тяжелым. Представьте себе на минуточку, что вам надо написать сюжет о каких-то там прожекторах!»  Вечером 3 октября был сделан снимок для обложки альбома и сняты некоторые сцены для видеоклипа Super Trouper: АВВА в окружении цирковых артистов, друзей и служащих фирмы «Полар».

http://www.youtube.com/watch?v=A7dmnkocZ1k

Одновременно с появлением нового альбома АВВА на прилавках магазинов в начале ноября вышли на старт и приготовления к записям бэкграунда для рождественской пластинки Агнеты и ее дочери Линды «Зажигаются тысячи свечей». «Мне давно уже хотелось записать что-нибудь с детьми, – говорила Агнета, – потому-то мы и сделали этот альбом, а потом в 1987 году еще детскую пластинку с моим сыном Кристианом». Продюсером обеих пластинок был Микке Третов, «полезный для меня опыт», по словам Агнеты.
Agnetha Faltskog & Linda Ulvaeus Bjallerklang
http://www.youtube.com/watch?v=j9MBGwe9D9I

Остальное время ноября ушло на подготовку рекламы для альбома Super Trouper, хотя запланированные выступления в теле-шоу во Франции, ФРГ и Англии были отменены в связи с возникновением риска для безопасности группы. Угроза похищения с целью выкупа детей Агнеты и Бьерна была, разумеется, пугающим событием для них обоих. «Это ужасно, когда подобные события становятся реальными, – говорил потом Бьерн. – Неожиданно начинаешь понимать, что где-то рядом бродит человек, выживший из ума». К счастью, угроза никогда не была осуществлена, но полиция посоветовала группе не покидать Стокгольм.

Super Trouper
http://www.youtube.com/watch?v=9jJLyM_uJXg
http://www.youtube.com/user/AbbaVEVO#p/u/9/BshxCIjNEjY
в ноябре вышел сингл
The Piper
http://www.youtube.com/watch?v=FFrGTtZKA_I

С отменой выступлений, однако, не могла смириться съемочная бригада немецкой телепрограммы Show Express. Они взяли с собой все необходимое для съемок в ТВ-студии в Стокгольме, и АВВА выступила там, исполнив шесть песен из своего нового альбома. В качестве благодарности за помощь в предоставлении студии в кратчайшие сроки группа выступила с песней Happy New Year специально для Шведского телевидения. Эта запись транслировалась потом ежегодно в новогодние вечера в течение многих лет.

http://www.youtube.com/watch?v=fjhH0kXgbmU

AВВА – Show Express 1980
http://www.youtube.com/watch?v=Ft4CzJoDbGE

Стремление немецкой съемочной бригады во что бы то ни стало снять выступление группы для своей телепрограммы было явным признаком того, что относительное «затишье» в области публичных концертов и рекламных выступлений никак не снизило популярности ансамбля. С другой стороны, это было и напоминание о том, что перед ними уже не стояла задача завоевывать все новые части света. Мир был уже завоеван. И хотя АВВА свела до минимума поездки с целью саморекламы (promotion), мир никак не мог насытиться четверкой. Последующие годы показали, что отсутствие широкомасштабных задач подобного рода сказалось на музыкальном творчестве группы, а под конец и на ее судьбе.

 

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>