1981

2175 дней назад, автор: Светлана Береговая

Особый проект (юбилей Стиккана Андерсона).

Начало 1981 года было для группы относительно гармоничны. Все вновь собрались в студии «Полар», чтобы заняться совершенно особым проектом. 25 января Стиккану Андерсону исполнялось 50 лет, и к этой дате, в качестве подарка юбиляру, Бьерн с Бенни написали песню под названием Hovas vittne, «Свидетель Хувы». (Hova – Хува, селение в провинции Скараборг. Место рождения Стиккана Андерсона.

Название песни обыгрывает шведское созвучие «хувас-ехувас» с «Jehovas vittne» – Свидетели Иеговы). В шуточном тексте песенки, сочиненной квартетом АВВА, Микке Третовым и дизайнером обложки Руне Седерквистом, речь идет о собаке Стиккана Андерсона – Лукасе, о любви Стиккана к колбасам всех сортов, а также о его стремлении повысить на пол-тона тональность песен. Что АВВА и делает, когда поет эти слова.

HOVAS VITTNE – http://youtu.be/_4cqUZKvlqw

TIVEDAMBO – http://www.youtube.com/watch?v=hFPIsXNcCO0

Пластинка была выпущена в количестве всего 200 экземпляров из красного винила. На обороте пластинки была инструментальная версия самого первого произведения Стиккана Андерсона Tivedshambo. (Хамбу – шведский парный народный танец, напоминающий польку-мазурку. Тиведен – лесной массив на родине Стиккана Андерсона. С 1983 года – Национальный парк, заповедник). За день до 50-летнего юбилея Стиккана Андерсона АВВА записала на видео эпизод в стокгольмском ресторане «Бернс», где ансамбль, одевшись в костюмы времен победы Waterloo 1974 года, разыгрывает пантомиму под звуки Hovas vittne.

Баллада Slipping Through My Fingers дает самую, наверное, откровенную возможность заглянуть в частную жизнь квартета. Помимо этого она является и фаворитом всей четверки. Бьерн написал текст, который пела Агнета, и речь в нем идет о тех смешанных эмоциях, которые оба они испытывали, наблюдая за ростом их дочери Линды. «Я очень точно помню момент, когда меня впервые посетило то чувство, о котором, собственно, и поется в песне, – говорит Бьерн. – Это случилось, когда я провожал Линду в школу. она обернулась и помахала мне рукой на прощанье. А я подумал: «Вот и еще один шаг сделан. Она уходит все дальше. Безвозвратно. Сколько же я прозевал за все эти годы?» Думаю, что это ощущение необратимости переживают все родители».

http://www.youtube.com/watch?v=Za-W4sY0hz0

Одним из кульминационных моментов альбома стала песня When All Is Said And Done, исполненная Фридой. С точки зрения сюжета, это, наверное, лучшая композиция АВВА на тему «брак в кризисе». «Помню, я немного сомневался по поводу текста, – говорит Бьерн. – Фрида и Бенни только что пережили развод, а ведь, собственно, об этом и шла речь. Но мне помнится, что Фрида дала свое «окей» на эту тему». Так и было в действительности. «В этой песне вся моя печаль», – говорит Фрида. До сих пор эта композиция относится к числу ее самых любимых.

http://www.youtube.com/watch?v=tUh4u-lYEhM&feature=av2e

Шутливая песенка Two For The Price Of One, которую поет Бьерн, это немножко необычная безделушка о мужчине, который отвечает на объявление о знакомстве, помещенное в газете. Объявление, как выясняется, помещено не одной, а двумя женщинами – дочкой и мамой

http://www.youtube.com/watch?v=2APDCyVZ2zA
http://www.youtube.com/watch?v=pmyFbv-aO-k

Первоначальный текст Two For The Price Of One  к выходу пластинки несколько «причесали», сделав его более «приличным». «Alice Lexy», голос который звучал по телефону очень «sexy», пришлось переименовать в «Alice Whiting», и ее голос стал лишь «quite exciting». «Как и во многих других случаях, исходным импульсом для написания текста стало название (двое по цене одной), вокруг которого потом и была выстроена вся история, – вспоминает Бьерн. – мне не очень хотелось ее петь, так как я считал, что если бы эту песню , сильную в музыкальном отношении, исполняли девушки, то у нее были бы шансы стать даже хитом. Но выпустить сингл со мной в качестве солиста вокала, об этом даже речь и не заходила.

http://www.youtube.com/watch?v=qZChCHiajR4
ABBA. Dick Cavett Show      http://www.odnoklassniki.ru/group/51880110981219/topic/205364734051
http://www.youtube.com/watch?v=VB6x0ScviJ0

В конце апреля группа переключилась на съемки телевизионного шоу. Первоначально это выступление, которое получило название Dick Cavett Meets ABBA, должно было быть ретроспективой карьеры АББА, и в нем планировалось объединить старые видео-записи с новыми. Эта идея по ходу работы была отброшена, и шоу разделили на две части. Сначала американец Дик Каветт, одно из крупнейших имен в жанре ток-шоу по тем временам, беседует с членами группы, а потом следует «живой» концерт, где исполняется девять песен. Когда шоу вышло на экраны, то в большинстве стран были показаны лишь некоторые из этих песен, хотя все девять присутствовали как минимум в одной из трансляций.

Like An Angel Passing Through My Room оказалась самой трудной для записи среди всех песен нового альбома, и ее пришлось переписывать несколько раз. Первый вариант содержал дуэт Агнеты и Фриды, а также клавишные, гитару, бас и барабаны. Вероятно он очень отличался от той, более спокойной, аранжировки, которая вышла на пластинке.

Недовольство первым вариантом заставило группу предпринять вторую попытку в самом конце работы над новым альбомом, уже осенью. И на этот раз ничего путного не вышло. «Мне кажется, что во время второй записи мы попытались сделать эту мелодию в стиле диско, – говорит Бенни, – но ничего не получилось. Слишком уж было похоже на Lay All Your Love On Me, а повторять уже однажды сделанное нам не хотелось. Мы всегда пытались этого избегать».


http://www.youtube.com/watch?v=Za7ThH5x01k
http://www.youtube.com/watch?v=xiUO39kOadw

В сентябре вся четверка собралась в студии и началась работа над Head Over Heels. Рабочим заголовком вначале было Tango – очень подходящее название для ее ритмичного стиля. И эта песня иллюстрация ко всем тем трудностям, с которыми АВВА столкнулась в 1981 году. Хотелось, чтобы эта мелодия стала еще одной, столь типичной для манеры «с искоркой в глазах» поп-стиля группы. Но, по выражению Бьерна, «не дотянули». Одной из причин можно считать ее сухой, немного механический звук, но главным было полное отсутствие веселья и радости в песне, которая таковой была задумана.

«Переживания по поводу развода, а мы все через это прошли, не могли не сказаться на студийной атмосфере, – говорит Фрида. – Та радость, которая всегда присутствовала в нашем пении, даже если песня сама по себе была грустной, этой радости больше не было. Мы разошлись в разные стороны, а с этим исчезло и то ощущение взаимной связи, которое всегда составляло часть нашей деятельности».

http://www.youtube.com/watch?v=6J0yVWk9N1Y&p=19F0485F33549A99&playnext=1&index=33

Много ли, мало ли оставалось на новом альбоме от «старой» группы АВВА, но одна из мелодий этого альбома четко указывает на то, что Бьерн и Бенни уже находились на пути, который уводил в сторону от «старой» колеи. Речь идет о композиции I Let The Music Speak, которая явно наводит на мысль о жанре мюзикла. Она была не только «пограничной», но и переступала границы «допустимого». Дело в том, что ограничения жанра, определяющие, какие песни можно, а какие нельзя поместить на пластинке с «поп-музыкой», и явились одной из важнейших причин распада квартета. «В этом альбоме чувствуется сильное желание отклониться от курса, – говорит Бьерн. – Если бы АВВА не записали I Let The Music Speak, я думаю, мы использовали бы эту мелодию в Chess.
http://www.youtube.com/watch?v=1fPVGaSl5M4

Подавленное состояние квартета нашло свое конкретное выражение в композиции Soldiers. Прежде чем эта песня обзавелась названием и текстом, пришлось сначала решить другую проблему. «Бьерн и Бенни объяснили мне, что не смотря на «трехтактный» размер мелодии, они бы не хотели, чтоб она звучала как обычный вальс, – вспоминает ударник Пэр Линдвалль. – Я попытался изобрести что-нибудь «эдакое», и, вроде бы мне это удалось». Бьерн с Бенни так же отдают должное его необычной трактовке партии барабана, оживившей мелодию, которая, по словам Микке, «совсем не воспринимается, как вальс, хотя она и есть вальс».
http://www.youtube.com/watch?v=xWVB0LcR_3Q
http://www.youtube.com/watch?v=xIpYiGgc-sE

«Придумать подходящий текст к Soldiers было не так-то просто, – говорит Бьерн, – из-за перепадов настроения между минорными куплетами и мажорным припевом. Музыка куплета вызывала у меня прямые ассоциации с марширующими сапогами, нацизмом, а именно это начинало в то время ощущаться все сильнее». Это интуитивное чувство преобразовалось в текст, где речь шла не только о секретных решениях в кругах высшего офицерства, о закулисных интригах, но и о людях, причем вовсе не о солдатах-профессионалах, которых чересчур привораживали военные мундиры и оружие.

One Of Us тоже записывали осенью. В нем Агнета исполняет еще одну вариацию на тему разбитой любви, а Бьерн, Лассе Велландер и Рутгер Гуннарссон составляют временную группу The Three Boys, как было написано на обложке вышедшего сингла, когда настало время для добавления партии мандолины. «Лично я влюблен в эту песню, – говорит Бьерн, – но у Бенни она почему-то не вызывала пламенных чувств. Я помню, что когда нам нужно было выбрать из альбома одну композицию для сингла, то мы разослали пленки с тремя или четырьмя песнями-кандидатами разным представителям нашей фирмы по всему миру. Бенни со Стикканом Андерсоном сомневались в One Of Us, но когда мы получили результаты, то оказалось, что именно ее предпочло большинство фирм грамзаписи».

http://www.youtube.com/user/AbbaVEVO#p/u/15/IIKAe8Wi0S0

http://www.youtube.com/watch?v=3FxUeEBU6zY
http://www.youtube.com/watch?v=Hp6C87D1-wE

Пэр Линдвалль играл и на ударных в композиции, которая дала название всему альбому The Visitors. «В отличие от других песен пластинки, подходящая аранжировка была найдена тут практически сразу», – вспоминает он. Благодаря тревожному и многозначному тексту Бьерна, исполненному Фридой с электронным искажением ее голоса, эта мелодия стала одной из самых поразительных произведений группы АВВА вообще. Никогда так и не было выяснено, о каких «посетителях» идет речь в тексте. Когда эти вопросы возникли после выхода пластинки, Бьерн не захотел объяснять, что точно он имел в виду.

http://www.youtube.com/watch?v=xpqQ4KtfNoE&feature=related
The Visitors
http://www.youtube.com/watch?v=hvQOA0fznrA
Когда мы записывали последний альбом, я начал немножко больше разбираться в собственных текстах, – говорит он, – но опасался, что их станут воспринимать и истолковывать слишком уж буквально». Сегодня Бьерн готов раскрыть загадку, и говорит, что в тексте The Visitors речь идет об опастностях, подстерегающих инакомыслящих в Советском Союзе тех лет. «Я попытался представить себе чувства человека, который сидит дома в тревожном ожидании стука в дверь, не знаешь, когда постучат и ни в чем не можешь быть уверен».

30 ноября вышел последний альбом группы АВВА – The Visitors. Тем самым был сделан последний и решающий шаг от остатков немного легкомысленного поп-стиля, который еще наличествовал в альбоме Super Trouper, к мрачно-угрюмой зрелости. Тексты новых песен являются в большинстве случаев продолжением «тяжелых» тем предыдущего альбома. Таких, как страх и бессмысленность существования, крах любви между мужчиной и женщиной. Либо такие более «взрослые» темы, как отношения родителей к детям или «глянцевая попса» от 30 до 40 лет, слетающаяся на все тусовки с присутствием бульварной прессы. Тот факт, что Агнета и Фрида по отдельности исполняли слова куплетов всех песен, усиливал впечатление приближающегося конца.  Все четверо членов группы согласны с тем, что альбом получился слишком тяжелым и мрачным.

One Of Us
http://www.youtube.com/watch?v=Hp6C87D1-wE
в декабре вышел сингл
Should I Laugh Or Cry
http://www.youtube.com/watch?v=FKiZNRX3Y5I

Бенни говорит, что они с самого начала стремились упростить музыкальное оформление, очистить его от излишеств, сконцентрировать внимание скорее на мелодии, чем на эффектах, достигаемых в студии. С тех пор это стало его идеалом. «Девушки поют куплеты поодиночке, а не дуэтом, потому что тексты приобрели для меня большую важность, чем прежде, – говорит Бьерн. – Теперь я начал «слышать», что именно они поют. В начале нашей карьеры это казалось не столь важным. Теперь же позволить исполнять такие тексты в два голоса казалось мне совершенно неестественным». На вторую сторону сингла One Of Us, вышедшего в декабре, поместили песню, Should I Laugh Or Cry, которую записывали еще осенью.

Should I Laugh Or Cry
http://www.youtube.com/watch?v=FKiZNRX3Y5I

Решающим фактором скорого распада группы стало и то, что чувствовали Бьерн и Бенни: в рамках квартета АВВА они сделали все что могли, и в них зрело сильное желание попробовать что-то новое. В этой ситуации начали принимать все более четкие очертания смутные планы по созданию мюзикла вместе с Тимом Райсом. Он больше всего был известен своим сотрудничеством с Эндрью Ллойдом Веббером. В середине декабря в одном из ресторанов Стокгольма впервые встретились три будущих композитора мюзикла Chess.

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>