ABBA. Интересное

2545 дней назад, автор: Светлана Береговая

Факты истории

Одним из партнеров Стига по гастролям в конце 50-х и начале 60-х был Акке Карлссон. Для того чтобы их имена на сцене обрели созвучие, Стиг стал называться Стиккан. До конца жизни в Швеции, но нигде более, его знали под этим именем. Примерно в то же время его фамилия потеряла одну букву «с», и он стал Андерсоном. Это изменение, однако, не было зарегистрировано властями, и формально Стиг, его жена и дети остались Андерссонами.

Гуннар Ульвеус (отец Бьерна) и его братья Эсбьерн и Леннарт родились в семье с чрезвычайно распространенной в Швеции фамилией Андерссон. Трое братьев решили, что им следует выделиться из общей массы, и, когда стали взрослыми и покинули отчий дом, сменили фамилию. Эсбьерн стал Ульфсетером, а Гуннар и Леннарт – Ульвеусами.

Летом 1964 года Hootenanny Singers (группа, где пел Бьерн) записали «Gabrielle», шведскую версию русской песни «Пусть всегда будет солнце», написанной Аркадием Островским. В то время Советский Союз не заключал контракты на передачу исполнительских прав со странами Запада, а это означало, что песня никому не принадлежит. Данный факт определил выбор Беннга Бернхага и Стига Андерсона (продюсеров группы), которые приписали себе авторские права на аранжировку и шведский текст. Песня стала большим хитом и была записана на финском, немецком, голландском, английском и итальянском языках!…

В шестилетнем возрасте Агнета сочинила свою первую песенку, которая называлась «Два маленьких тролля»

В 1972г. Фрида убедила себя в том, что у нее как у певицы нет будущего: за 13 лет карьеры она так и не научилась нравиться публике. Фрида записалась в школу портних в Стокгольме. Бабушка научила ее шить, и она всегда сама шила себе сценические костюмы. Анни-Фрид Люнгстад решила бросить петь и стать модельером…

После того, как Бьерн и Бенни сделали демо-запись новой песни, они вручили пленку Стигу Андерсону. Стиг, как никто другой понимал, насколько важное значение имеет название. «Я искал слово, которое не требовало бы перевода, которое было бы знакомо всем. Мне требовалось слово из трех слогов, подходившее к мелодии», – вспоминает он. Это был мучительный процесс. Стиг почти не спал в течение недели. В конце концов он нашел подходящее название. Просматривая книгу «Знакомые изречения», он неожиданно наткнулся на так долго ускользавшее от него подходящее трехсложное слово : «WA-TER-LOO».

На следующий день после записи «Waterloo» Бьерн и Бенни записали трек аккомпанемента еще одной песни. Они решили, что эта томная композиция в среднем темпе подходит для Евровидения не меньше, чем ритмичная Waterloo. На Рождество Стиг отправился на Канарские острова, перед отъездом в аэропорт ему вручили кассету с треком аккомпанемента. Стиг был настоящим трудоголиком, для которого не существовало такого понятия, как отдых в полном смысле этого слова. Почти все время своего пребывания в Лас-Пальмасе он посвятил сочинению текста к новой песне. АВВА стремились записать песню как можно быстрее, и Стиг вызвал настоящий шок среди своих спутников, громко диктуя текст по весьма ненадежной телефонной линии, соединяющей Канарские острова со Швецией.

Во время первых рекламных акций за границей по раскрутке «Ring Ring» Агнета оставалась дома (она недавно родила Линду).
http://www.youtube.com/watch?v=7C1MvglbfOA
Было принято довольно необычное решение подменять ее подругой Фриды Ингер Брундин во время телевизионных шоу в турне по европейским странам. Впервые Ингер притворилась Агнетой в январе, когда группа рекламировала «People Need Love» в Западной Германии.
http://www.youtube.com/watch?v=pmw9NHvzS_Q
Предполагалось, что членов группы недостаточно хорошо знают в лицо за пределами Скандинавии и едва ли кто-нибудь заметит подмену.

…сегодня Бьерн не очень понимает, как он мог носить подобные облачения, и особенно отвратительными представляются ему костюмы первого тура (1974г.). «Тогда мне казалось: чем более вызывающе мы одеты, тем лучше, – вспоминает он. – Некоторые из костюмов, которые я носил в 1974 и 1975 годах, – это просто безумие. Наверное, никто еще не выходил на сцену одетым хуже, чем мы».

Готовясь к первому широкомасштабному туру Агнета и Фрида ежедневно в течение двух месяцев посещали хореографа Грэхэма Тайнтона, изучая сценическое движение. В совокупности группа потеряла в весе 19 килограммов, причем на прежде упитанного Бьерна из этого количества приходилось не менее 11 килограммов. «Теперь мы почти тощие», – прокомментировала это достижение Агнета.

4 марта 1974г. в Швеции вышли два сингла с английской и шведской версиями «Waterloo». Это были первые пластинки, авторство которых приписывалось АВВА, хотя в скобках еще указывалось прежнее название группы – «Bjorn, Benni, Agnetha & Frida». Как и предвидел Стиг, другие страны тоже вскоре выпустили сингл. В некоторых из них, например в Великобритании, имя Агнеты было заменено на «Анна» для удобства произношения.

Когда Стиг предложил Бьерну должность продюсера Polar Music c ежемесячным окладом 10 тысяч крон, Бьерн ответил: «Мне бы очень хотелось работать с вами, но вы должны взять так же и Бенни. Без него я отказываюсь занять эту должность». Стиг кашлянул. «К сожалению, я могу взять только одного человека». Бьерн на минуту задумался. «А если мы разделим эту зарплату на двоих, вы возьмете нас обоих?» Стиг согласился!

Финансовый 1975/76 год принес очень хорошую прибыль АВВА. Но налог на высокие доходы составлял в то время в Швеции грабительские 85%. Всем нужно было думать о будущем. Юристы и финансовые эксперты в один голос советовали уехать из Швеции и обосноваться в какой-нибудь стране с более благоприятным налоговым климатом. Стиг, Гудрун и члены АВВА имели единое мнение на этот счет. «Мы никогда не покинули бы Родину по финансовым соображениям». Весной 1976 года была учреждена компания, призванная служить «крышей» для различных коммерческих предприятий. Эту новоявленную корпорацию предполагалось со временем зарегистрировать на фондовой бирже. Она получила название «АВВА Invest». Но позднее было решено провести реструктуризацию Polar Music, получившей название Polar Music International. Под крішей єтой новой компании доход от продажи пластинок должен был превращаться в прибыльные инвестиции.

В феврале 1977г. последний номер британского таблоида «Sun» вышел со статьей под заголовком «Тайные схватки между ангелами АВВА». В статье утверждалось, что «напряжение внутри АВВА зачастую перерастает в настоящие драки». В частности, девушки хватают друг друга за горло, плюются и визжат». Агнета разрыдалась, говоря, что это самая отвратительная ложь. «Теперь все будут повторять это по всему миру», – твердила она. – Конечно мы с Фридой обе вспыльчивы, но у нас никогда дело не доходило до драки. мы лучшие подруги и всегда можем договориться.» У Фриды статья вызвала смех. На ее взгляд, утверждения автора статьи были нелепы, поскольку группа не смогла бы существовать, если бы ее члены ненавидели друг друга.

3 марта 1977 года…Первый живой концерт АВВА в Австралии в сиднейском Showground перед 20 000 зрителями прошел под проливным дождем, превратившим площадку в настоящее болото. Были даже опасения, что ее сооружения рухнут под напором толпы…     Кресла не были пронумерованы, и фаны сутки простояли в очереди в стремлении занять лучшие места. Когда в 16.30 двери наконец открылись, фаны словно сумасшедшие ринулись занимать лучшие места, после чего еще четыре часа ждали начала концерта под дождем. АВВА были поражены. Концерт начался почти вовремя, спустя несколько минут после 20.30. «Мы никогда и нигде не встречали подобный прием, – вспоминает Агнета. – Казалось, овация будет длиться вечно».

Менеджер отеля «Old Melbourne Motor Inn» в Австралии, где остановились АВВА во время тура 1977 года, разрезал простыни, на которых спали члены группы, нанес на каждый кусочек памятные надписи и распродал их через газету «Sunday Observer». Невероятно, но, когда в газете появилось объявление АВВА все еще жили в этом отеле. Никто не потрудился спросить их, как они относятся к этому…

Стиг всегда проявлял заботу о своих сотрудниках. Каждые две недели проводились собрания, на которых обсуждались насущные проблемы. Он умел уважать и ценить людей и никогда публично не унижал допустившего ошибку служащего. «Мы постоянно ощущали поддержку с его стороны, – говорит Берка. – Стиг всегда брал на себя ответственность за все, что бы кто из нас ни сделал. Он никогда никого не обвинял и не грозился уволить. Это достойно восхищения. Я очень многому научился у него».

К концу 70-х действительность за пределами уютного шведского общества шокировало ортодоксальное крыло Музыкального движения, когда группа его представителей посетила Кубу. Предвкушавшие плодотворный обмен идеями в сфере революционной музыки, посланцы столкнулись с оживленными расспросами об АВВА. «Наша музыка чего-то стоит, – прокомментировал событие Бьерн. – Ее любят даже на Кубе – без всяких рекламных кампаний». Конфуз, приключившийся с радикалами на острове Свободы доказывал, что музыка устанавливает непосредственную связь между людскими сердцами и что она выше литературных критериев и политических убеждений. Если бы музыка АВВА не обладала поистине чарующей силой, она, несмотря ни на какие ухищрения, не смогла бы проникнуть в души стольких людей.

После выхода альбома «Voulez-Vous» изменилась система оплаты услуг Майкла Третова, оказываемых им АВВА. Бьерн и Бенни решили, что отныне он будет получать 0,5% авторских гонораров со всех пластинок в качестве вознаграждения за преданность группе и бесценный вклад в ее творчество на протяжении многих лет. «Можете поверить – такого прецедента еще не было, восторгается Майкл спустя более чем два десятилетия. – А ведь я их об этом не просил, они предложили мне сами. Честное слово, у меня не было ощущения, что я заслужил такое».

В то время как весь мир носил АВВА на руках, в Швеции все еще считалось политически некорректным сознаваться в любви к группе и ее музыке. В этом было какое-то необъяснимое противоречие: беспрецедентные успехи в шведских чартах – 12 недель подряд на первой позиции с альбомом «Arrival» – и довольно странное отношение шведской прессы, граничившее с насмешливостью.

В Sweden Music и Polar Music царил семейный дух, и Гудрун стала кем-то вроде матери для всех служащих. Они говорили о своих офисах как о втором доме. «Это была не работа в буквальном смысле слова, а образ жизни», – говорит Ерель Йонсен. «Многим из нас было по двадцать с небольшим, мы незадолго до этого приехали в Стокгольм, и у нас почти не было друзей и знакомых, – поясняет Берка Бергквист. – Мы очень дружили, часто оставались после работы и веселились от души».

Сотрудников Sweden Music и Polar Musicвсегда приглашали на рождественские вечеринки в офисе и летние праздники на остров Виггсе, что способствовало формированию уникального чувства единения. «Между Polar Music и другими звукозаписывающими компаниями существовала разница: мы ощущали себя семьей, чего не было у них, – говорит Берка. – Они знали только работу и делились на отделы – маркетинга, рекламы и так далее, – а мы делали все сообща».  Гудрун заботилась о служащих, помогала им решать всевозможные проблемы, следила за тем, чтобы они не перетруждались. «Стигу зачастую бывало некогда, он участвовал в своей собственной гонке. Но она всегда находила время для душевного общения».

Участники тура 1979 года отмечали полное отсутствие каких-либо недобрых чувств между Бьерном и Агнетой. «На сцене я ничего подобного не замечал, – вспоминает клавишник Андерс Эльяс, – А уж если ничего не было заметно на сцене, как могла что-либо заметить публика?» Агнета ежедневно звонила детям и заметно повеселела, когда в  Лос-Анджелес прилетела Линда. Прилетела также и Лена, чтобы провести время вместе с Бьерном. Вместе с Линдой и Агнетой они посетили Диснейленд. Это должно было продемонстрировать то, что все они прекрасно ладят между собой в этой новой для них ситуации. Дети хорошо восприняли папину подругу. Британскую прессу поражало благодушное отношение Бьерна и Агнеты к своему разводу. Особенно удивлялись те, кто встречал их в ресторане в обществе Лены Челлерше.

Во время тура 1979г. здоровая атмосфера вокруг группы сохранялась и за пределами сцены: никаких скандалов, никакой сломанной мебели в гостиничных номерах, никаких наркотиков – в крайнем случае, невинные проказы время от времени. В одном городе представители Atlantic Recоrds предложили организовать вечеринку с местными стриптизершами, полагая, что лучшего развлечения для рок-звезд не придумать. Но Бьерн, Бенни, Агнета и Фрида отнеслись к их предложению без всякого энтузиазма и предпочли устроить частную вечеринку в отеле.  «Журналистов удивляло, что мы вместо традиционных развлечений бегаем трусцой и занимаемся на тренажерах», – вспоминала Агнета.

Перед самым началом дополнительных съемок к фильму «ABBA The Movie» распространилось известие о том, что Агнета беременна. Это вносило коррективы в планы группы до конца года, включая выпуск фильма. «Сначала меня охватила паника, – признается Лассе Халльстрем. – На что это будет похоже, если в середине фильма Агнета вдруг появится с животом, а к его концу вновь похудеет?» Проблема была решена за счет одежды, а так же акцента внимания объектива камеры на голове и плечах Агнеты. И все же в некоторых кадрах можно заметить округлившийся животик певицы.

В фильме «ABBA The Movie» зритель видит фантасмогорию, на фоне которой группа исполняет «Eagle». Недавно разработанный аппарат спецэффектов, названный «вибрационный ящик», создавал впечатление подъема на сюрреалистическом лифте. Аппарат был изобретен для съемок фильма «Superman», но фактически его впервые использовали в фильме АВВА.  Когда снимались кадры для «Eagle», членам группы пришлось наклониться под углом 45 градусов. При этом они пели и старались выглядеть как можно более естественно.

Едва АВВА ступили на Австралийскую землю,  начался кромешный ад. Фаны, бросившиеся на прорыв полицейского  оцепления, сбили с ног 12-летнюю девочку. Она попыталась подняться, но  была прижата толпой к стене. Полицейским пришлось отнести ее в помещение  иммиграционной службы аэропорта. Как нарочно, АВВА должны были  появиться для короткого фотосеанса именно в этом помещении и именно в  это время. Разочарование сменилось у девочки эйфорией, и она тут же  забыла о том, что ее несколько минут назад чуть не затоптали насмерть.  «Думаю это стоило того, особенно теперь, когда я увидела живых АВВА», –  радостно сообщила девочка.

В Аделаиде группа дала одно выступление на футбольном  стадионе West Lakes перед 21 000 зрителей. К этой рекордной цифре  посещаемости нужно добавить 10 000 человек, слушавших концерт бесплатно  за пределами арены. Здесь повторилось все то, что происходило в Сиднее и  Мельбурне: столпотворение возбужденных фанов и радиорепортажи в прямом  эфире в часы, предшествовавшие началу концерта, – несколько журналистов  даже прилетели на вертолете, чтобы осветить событие с высоты птичьего  полета.

Во время одного из Австралийских концертов белые костюмы  АВВА и белые декорации сцены, освещенные лампами мощностью 120 000 ватт,  привлекли несметные полчища летучих жуков. Белое фортепьяно Бенни очень  скоро стало черным, покрывшись слоем крупных насекомых, как и пол сцены.  «Это было довольно неприятно, – вспоминает Агнета. – Мы исполняли  «SOS», как вдруг я увидела, что на нас несется целый рой этих черных,  огромных жуков. Они облепили нас с головы до ног. Мы здорово испугались,  и я помню, как Бенни съежился за фортепьяно». Один жук заполз Агнете в декольте,  когда она пела свою сольную партию в «SOS». «Меня охватила паника.  Нужно каким-то образом избавиться от него, – подумала я и, повернувшись к  публике спиной, вынула жука и допела песню. После «SOS» был сделан  перерыв, во время которого жуков смели со сцены.

Когда выяснилось, что АВВА не приедут в Брисбен, на улицы  города даже вышли демонстранты. Но никому не удалось убедить группу  расширить свой маршрут. Бьерн и Агнета отказывались разлучаться с Линдой  более чем на две недели, и ничто не могло поколебать их решимости.

Во время записи испанского альбома зимой 1980г. жившая в Швеции испанская журналистка Ана Мартинес дель Валле помогла Агнете и Фриде освоить правильное произношение, что имело для нее весьма неприятные последствия. Журналистка работала в испанском отделе иностранного вещания шведского радио, и ее коллеги, придерживавшиеся левых взглядов, обвинили ее в том, что она «продалась Стигу Андерсону». «Надо мной устроили настоящее судилище, – вспоминает она. – «Почему вы согласились работать на этих буржуа?» – «Но я только собираюсь научить АВВА испанскому произношению…Ведь это никак не повредит людям в Южной Америке?» – защищалась я. Но инквизиторы были непреклонны. Ценой моего сотрудничества со Стигом и АВВА было увольнение». К счастью ей удалось справиться с ситуацией, и спустя несколько лет она стала популярной ведущей на шведском радио.

После объявления развода Агнеты и Бьерна журналисты пытались разнюхать, не появились ли у них новые привязанности. В феврале 1979г., когда АВВА принимали участие в телевизионной программе Snowtime Special для ВВС в Лейсине, Швейцария, Бьерна сфотографировали беседовавшим с певицей Boney М Лиз Митчел. Эта группа, базировавшаяся в Западной Германии, снималась в Лейсине для специального телевизионного выпуска, и снимок дал повод для досужих сплетен.

Имидж АВВА был вполне приемлем для старших поколений, и это означало, что их приветствовали родители и даже дедушки и бабушки тинейджеров. Они не только воспринимались как «приятные и опрятные», в отличие от многих рокеров той эпохи, но, являясь двумя парами, служили символом здоровых семейных ценностей. «Взрослые испытывают удовольствие, видя группу, члены которой напоминают им их собственных детей, не наносят на свои лица устрашающий грим…АВВА внушают взрослым , спокойствие, поскольку их отпрыски смотрят выступления группы, состоящей из двух привлекательных гетеросексуальных пар.»

«АВВА привлекли к нам многих, кто раньше никогда не покупал пластинки», – говорил продавец музыкального магазина в Австралии.

Для того чтобы покрыть высокую стоимость предстоящих гастролей в Австралии, квартет записал в 1976г. оплаченную японской фирмой электроники «Националь» (National) версию песни Fernando с новым текстом. Первая фраза песни «Can you hear the drums, Fernando» была заменена словами «There is so much more to National» и так далее.
Эта новая запись, сделанная летом, была использована затем в пяти австралийских рекламных фильмах. Под музыку Fernando АВВА разыгрывала целую пантомиму, демонстрируя сферы применения продукции фирмы «Националь». Обычно группа отказывалась от подобных предложений, связанных с рекламированием товаров. Из этого правила, бывало, делались исключения, особенно если товар, о котором шла речь, имел какое-то отношение к ее работе.                                                            http://www.youtube.com/watch?v=P_4SniUqIcY
http://www.youtube.com/watch?v=b4Zm3ZM6VR4
http://www.youtube.com/watch?v=QZ6KUh3-Pnw
http://www.youtube.com/watch?v=V-WcOHGGMPY
http://www.youtube.com/watch?v=xZRh3qoVDCI
http://www.youtube.com/watch?v=QZ6KUh3-Pnw

Когда во время награждения авторов песни-победительницы 1974 года на Евровидении Бьерн и Бенни попытались присоединиться к Стигу, чтобы получить приз, охранники ни в какую не хотели пускать их. «Ты не автор, не понимаешь что ли…Ты должен подождать», – сказал охранник. «Глядя на то, как мы одеты, они не могли поверить, что как раз с композиторами и имеют дело», – вспоминает Бьерн. В конце концов Бенни удалось пробиться на сцену, но в Бьерна охранники вцепились мертвой хваткой. Стиг пытался объяснить публике отсутствие двух своих соавторов тем, что они по всей видимости, пребывают в шоке от победы…

Развитие техники записи АВВА происходило постепенно в процессе работы над первыми альбомами. Запись третьего альбома явилась завершающей стадией формирования этой философии. Множественное наложение вокальных партий придало ему богатое, энергичное звучание.
Слой за слоем гармоничного вокала девушек и «третий голос», пробивающийся сквозь их хор, – это быстро стало одной из главных торговых марок АВВА. Хоровой бэк-вокал в большинстве случаев записывался раньше основного вокала, подчеркивая его значение в общем вокальном потоке. Как ни странно, работа по созданию этой сложной структуры отнимала сравнительно немного времени.

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>