ТУР 1979г.

2493 дня назад, автор: Светлана Береговая

 

Тур 1979 г. http://www.odnoklassniki.ru/group/51880110981219/topic/205362270307

13 сентября 1979 года концертом в Канадском Эдмонтоне начались осенние гастроли группы АББА. Сначала предполагалось, что турне будет охватывать Японию, Дальний Восток, Советский Союз и большое число восточноевропейских стран, но планы пришлось сократить в связи с затягивавшимися записями альбома Voulez-Vous. Первая часть гастролей, во время которых АББА дала 17 концертов, закончилась 7 октября в Торонто. Запланированный концерт в Вашингтоне пришлось отменить из-за болезни Агнеты.

http://www.youtube.com/watch?v=FtdDrOVWQb4&playnext=1&list
http://www.youtube.com/watch?v=x25WSOn6MSQ
http://www.youtube.com/watch?v=jpJpin90KP0
http://www.youtube.com/watch?v=RLtU7aOnp2U
http://www.youtube.com/watch?v=qs7aSF7ZdzU

Если европейская часть тура 1979 года не вызывала у АВВА никаких тревог, то американская представлялась им настоящим испытанием. Бьерн отмечал, что США свойственна «иная структура средств массовой информации. Там невозможно обойтись без живых выступлений. Мы наконец поняли это». В течение нескольких предшествовавших туру недель Стиг и АВВА дали 50 интервью на радио, что в США является гораздо более важным инструментом маркетинга, чем в Европе, где наиболее эффективное средство рекламы – телевидение.

Отношение к туру группы как коллектива не претерпело изменений: да, это, конечно, здорово два часа выступать на сцене, испытывая эйфорию от общения с публикой, но переезды и подготовка к концертам отнимают много времени и очень утомительны. Как обычно, только Фрида действительно жаждала встречи с публикой, утверждая, что живые выступления – ее любимый аспект участия в АВВА.

Для Агнеты, которая все еще искала себя в новой для нее роли разведенной женщины, предстоящий тур был ничем иным, как вторжением в ее повседневную жизнь. Она хотела заниматься дома с детьми, обдумывать сложившееся положение и строить планы на будущее. Ее воспоминания о туре были не особо радужными. «Тур был для нас важным и успешным, но я чувствовала себя ужасно. Мы с Бьерном расстались, а теперь меня еще и оторвали от детей. Единственное, чего я хотела, – вернуться домой. Но у меня не было выбора. Мы договорились с Бьерном поехать вместе в тур, несмотря на развод, и нам приходилось строить новые отношения в нашей совместной работе. Для всех четверых сложилась непривычная и очень сложная ситуация…

Бьерн и Бенни занимали среднюю позицию. Оба предпочли бы остаться дома и работать в студии, но они прекрасно понимали, что профессиональные поп-музыканты должны ездить в туры. Двухчасовое выступление перед восторженной публикой имеет определенные плюсы – но все же это тяжелая работа и большая ответственность, без чего они вполне могли бы обойтись. Кроме того они испытывали страх перед сценой, который иной раз проявлялся довольно странным образом.

http://www.youtube.com/watch?v=pnxKHzGZTFE
http://www.youtube.com/watch?v=-ee8yuGBduc
http://www.youtube.com/watch?v=wVAn_v9U02w
http://www.youtube.com/watch?v=AUi_79Dvcns
Бьерн, как обычно, с самого начала считал, что вся ответственность лежит на нем, и контролировал каждую мелочь. Он почти не спал в течение двух недель, предшествовавших началу тура…
Бенни рассказывал, что сохранял абсолютное спокойствие почти до самого начала концерта, но потом неожиданно превращался в комок нервов. «Когда оставалось несколько секунд до выхода на сцену, меня начинало трясти и я весь покрывался холодным потом. Возникало ощущение, будто мы совершенно не контролируем ситуацию».

http://www.youtube.com/watch?v=BHq8NjXKam4

http://www.youtube.com/watch?v=aaWpp6SmaYcВ каждом городе, где выступали АВВА, набирался детский хор, который пел в «I Have A Dream». Хотя предполагалось, что хор должны составлять маленькие дети, иногда его участники почти не отличались ростом от членов группы. Присутствие детей на сцене создавало особую атмосферу. «Концерт мне понравился, но он представлял собой настоящее семейное шоу, – говорит Джерри Гринберг, прилетевший посмотреть одно из канадских выступлений. – Аудиторию составляли благонамеренные и опрятно одетые папы, мамы и их дети. Это было совсем не похоже на традиционные рок-шоу.

В Лос-Анджелесе влиятельный критик Роберт Хилберн саркастически заметил, что очередь зрителей в концертный зал «напоминала посетителей Диснейленда, ожидающих паровозик».

http://www.youtube.com/watch?v=qs7aSF7ZdzU

В визуальном дизайне тура эксплуатировалась нордическая, «ледяная» тема. Задник сцены представлял собой конструкцию в форме айсберга. Всевозможные оттенки синего, белого и фиолетового цветов были призваны создать атмосферу Севера, самую что ни на есть подходящую для группы, явившейся с «вершины мира», согласно выражению дизайнера Руне Седерквиста. Дизайн сцены он разрабатывал в тесном сотрудничестве с дизайнером костюмов Уве Сандстремом. «В качестве отправной точки мы взяли три последних цвета радуги – голубой, индиго и фиолетовый, – вспоминает Сандстрем. – Мы, без всякого преувеличения, просмотрели несколько сотен оттенков этих трех цветов и в конечном итоге пришли к розово-фиолетовым тонам, окрашивающими небо во время заката, которое постепенно становится фиолетовым, а затем темно-синим».

Агнета жестоко страдала от ностальгии. Прощание с детьми было очень эмоциональным и трогательным. Вид чужих детей, резвившихся в бассейне отеля, вызывал у нее приступ душевной боли. «Не знаю, как я выдержала все это», – говорила она спустя много лет. – Остальным было гораздо легче. Их оставшиеся дома дети не пережили недавно развод родителей. У меня на сердце постоянно лежал камень. Никто не понимал, насколько это больно. Даже сейчас мне трудно говорить об этом».

На протяжении всего тура Агнета держалась обособлено. Она ежедневно звонила детям и заметно повеселела, когда Линда прилетела в Лос-Анджелес. АВВА сделали этот город на неделю своей базой, сняв там квартиры вместо того, чтобы остановиться в отеле. Оттуда они летали в другие города, а после концертов возвращались обратно. Шестилетняя Линда даже дебютировала в «I Have A Dream» на концерте в Лас-Вегасе.

Фрида, Агнета и Бьерн выступали в плотно обтягивающих комбинезонах из спандекса – синтетической эластичной ткани, а Бенни – в более свободных синем пиджаке и белых брюках. Все идеи дизайна костюмов основывались на теме гор и озер северной Швеции. Открывая концерт, Фрида и Агнета выходили на сцену в балахонах в форме «V», которые должны были вызывать ассоциацию с вершинами гор. Диагональные линии на их комбинезонах наводили на мысль о ледниковых сходах.

http://www.youtube.com/watch?v=QwtSMsg_2sM

Тур близился к завершению. Он был хорошо организован, и большинство выступлений прошли успешно. Всюду АВВА встречали теплый прием. Отзывы были разноречивыми, но в основном положительными. Неожиданно произошла катастрофа.
В среду 3 октября, на следующий день после блистательного аншлагового концерта в нью-йоркском Radio Citi Music , АВВА собирались вылететь из Нью-Йорка на зафрахтованном самолете, принадлежавшем эксцентричному миллиардеру Говарду Хьюзу. Из-за детей Бьерн и Агнета обычно не летали вместе, опасаясь непредвиденных случаев. В тот день Агнета поднялась на борт частного самолета, вылетавшего в Бостон, где вечером должен был состояться их очередной концерт.

Вскоре после взлета маленький самолет попал в сильную бурю, неожиданно разразившуюся к северу от Нью-Йорка. Самолет не мог приземлиться в аэропорту назначения из-за бури, тем более что его взлетно-посадочная полоса была уничтожена торнадо, и пилот принял решение вернуться в Нью-Йорк. Когда стало известно, что концерт не состоится, у пассажиров резко упало настроение. Это побудило пилота опять повернуть в Бостон в надежде на улучшение погоды. Погода не улучшилась, но запас топлива подходил к концу, и пилот решил совершить аварийную посадку в маленьком городке Манчестер, штат Нью-Хэмпшир.

Для Агнеты, боявшейся летать и в лучшие времена, это стало настоящим кошмаром. Гастрольный менеджер Боссе Норлинг, тоже находившийся в самолете, вспоминает, что все решили, будто пришел конец.
Благодаря искусству пилота посадка прошла благополучно. Пассажиры сошли на подкашивавшихся ногах с самолета и сели в автомобили, которые повезли их к концертной площадке.
Агнета пребывала в ужасном состоянии, но каким-то образом продержалась весь концерт. Никто из 5000 зрителей не заметил, что со светловолосой певицей происходит что-то неладное.

Реакция наступила позже. Из уважения к Агнете группа решила остаться на ночь в Бостоне. «Агнета была совершенно не в себе, – вспоминает Боссе Норлинг. – Ей пришлось принять снотворные таблетки, чтобы заснуть в ту ночь».
На следующий день Агнета категорически отказалась садиться в маленький самолет, предпочтя лететь регулярным рейсом. Этот инцидент повлиял на нее самым негативным образом. В Вашингтоне она заперлась в гостиничном номере. После непродолжительного осмотра врач объявил, что у Агнеты температура 40 градусов и рвота. Шок в сочетании с вирусом стал причиной гриппа.

Во второй половине следующего дня АВВА вылетели в Монреаль, где на вечер было запланировано их выступление. «Я хотела во что бы то ни стало появиться в тот день перед публикой, хотя едва держалась на ногах, – вспоминает Агнета. – Они пришли послушать меня, и это придавало мне силы. Когда 12 000 человек в Монреале поднялись с мест и зааплодировали, я словно зарядилась энергией. Это было фантастическое ощущение».

По иронии судьбы программа выступления включала песню «Я еще жива», которую исполняла Агнета. Это была совершенно новая баллада, сочиненная ею специально для тура. Текст – о прощании с любовью – написал ее бывший муж. Агнета пела, сидя за фортепьяно, в то время как темный зал освещали тысячи огоньков зажигалок. Она вспоминает это как самый трогательный момент шоу.

9 октября, после заключительного концерта в Торонто, АВВА вернулись в Стокгольм, где их ожидал недельный отдых перед европейской частью тура. 19 октября концертом в Гетеборге открылась вторая часть турне.

После выступлений в Швеции, Дании, Франции, Голландии, ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии, АББА дала в ноябре еще шесть концертов с аншлагом на лондонской Wembley Arena. Все эти концерты записывались на магнитофонную ленту и снимались на кинопленку, чтобы можно было выбрать лучшее исполнение каждой песни для телефильма АBBА In Concert, совместного производства студии «Полар» и Шведского телевидения.

«Я всегда очень любила выступать на сцене, -вспоминает Фрида. – Здорово было ощущать себя частицей тех волн энергии, которые вздымались между нами и публикой. Это тоже было вокальным испытанием – выступать на сцене в течение двух часов и все это время в совершенстве петь. Те, кто имеют к этому отношение, знают, что это достаточно трудно. Одновременно мы много двигались. Мы танцевали, бегали по сцене… Мы редко просто стояли на месте, поэтому мы должны были находиться в хорошей форме. Можно сказать, что артистическое и вокальное развитие на сцене идет рука об руку. Те годы были невероятно хороши…»

В Европейской части тура 1979 года АВВА подтвердила свою стабильную популярность. Здесь Агнета чувствовала себя гораздо лучше: когда АВВА шесть вечеров подряд выступали в Лондоне, она смогла провести с детьми целую неделю.
На концертах царила атмосфера умиротворения и гармонии. Напряжение, присущее американским выступлениям, полностью отсутствовало. Все шло как нельзя лучше. Британскую прессу поражало благодушное отношение Бьерна и Агнеты к своему разводу. Особенно удивлялись те, кто встречал их в обществе Лены Челлерше.

Рецензии, в которых не расточались похвалы группе, содержали обычно претензии по поводу механической холодности, лукавые замечания о разнородном возрастном составе аудитории и иногда завистливые выпады в отношении способности АВВА создавать хиты. Подобный культурный снобизм не разделяли известные музыканты, умевшие отличать хорошую музыку от плохой.
Во время концертов на Wembley Arena в ложе VIP были замечены участники групп «Led Zeppelin» «Deep и Purple», Джастин Хейворд из Moody Blues и даже Джо Страммер из Clach.

Агнета: «На одном из концертов мне нужно было быстро взбежать по крутой лестнице на довольно высокую платформу, чтобы оттуда петь сольную партию в «Gimme! Gimme! Gimme!» – вверх, быстро, на высоченных каблуках, потом так же быстро вниз и присоединиться к остальным, чтобы закончить песню. Приятного было мало, особенно скакать вниз по крутым скользким ступеням, но всегда все обходилось.Разумеется, не обходилось без смешных эпизодов, когда кто-нибудь забывал слова, ронял вещи или ломались необкатанные приспособления.»

Как обычно, АВВА устраивали вечеринки в отелях, чтобы немного расслабиться. Представители британской звукозаписывающей компании Epic удивлялись, как они могли общаться с рокерами, имевшими самую скандальную репутацию за пристрастие к ночным развлечениям.

Фрида: » я любила: петь, быть на сцене, публику, всю ту атмосферу, что нас окружала.
Мы были студийной группой, и мне очень нравилось записываться в студии, работать над песнями, но и сцену я любила не меньше. Теперь, смотря на те концерты и телешоу, я думаю, что мы были хорошей «живой» группой, хотя наши выступления, конечно, сильно отличаются от выступлений современных исполнителей. Я наслаждалась тем, что делаю, и мне кажется, что и остальные чувствовали то же самое. Было много энергии в наших выступлениях.»

После заключительного концерта в Дублине 15 ноября – в 34-й день рождения Фриды – группа отпраздновала завершение европейских выступлений большой вечеринкой. Тур оказался в высшей степени успешным, и даже Агнета, по ее словам, испытывала грусть при мысли о том, что все кончилось.

После возвращения АВВА домой в память о туре 1979 года и о Годе ребенка был выпущен сингл «I Have A Dream». Некоторые из сделанных тогда концертных записей вышли в ближайшие годы в иных формах. Так, одна «живая» версия песни Take A Chance On Me попала на оборотную сторону сингла I Have A Dream  в конце года. Другая запись с концерта The Way Old Friends Do вошла в альбом Super Trouper, вышедший в 1980 году. Эта песня была написана специально для гастролей, на которых исполнялись и другие, менее известные композиции. Перед началом концертов с репертуаром Voulez-Vous Бенни исполнял, в качестве короткого введения, Gammal fabodpsalm. «Старинный пастуший псалом».





































Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>