АВВА – The Movie

2412 дней назад, автор: Светлана Береговая

Как создавался фильм

Во время Австралийской части турне 1977 года, которое началось в Сиднее 3-го марта, Лассе Халльстрем отснял 50 часов пленки, которая предназначалась для производства полнометражного фильма АВВА – The Movie. Задумывался он как фильм телевизионный, на 16-миллиметровой пленке, но очень быстро проект разросся в документально-концертный фильм для показа в кинотеатрах. Отражал он австралийскую часть турне группы. Поэтому было решено делать его на широкой пленке 35мм, с условием, что на каждом концерте будет сниматься исполнение трех песен.

http://www.youtube.com/watch?v=iUkYNk1CFF0

После трехдневных съемок стало ясно, что фильму необходим какой-то сюжет. Тогда в него был введен радио-журналист Эшли. Его роль исполнял австралийский киноактер Robert Hughes. Этот поворот событий скрывался от членов группы, которые недоумевали по поводу явно сумасшедшего журналиста, постоянно возникавшего на всех пресс-конференциях и задававшего дурацкие вопросы.

Конечно, квартет АВВА вскоре узнал, в чем было дело, а вот их телохранителям так никто ничего и не сказал. Хотелось, чтобы снятые сцены выглядели как можно правдивее. В результате, во время съемок, телохранители, не зная, что это актер, принялись по настоящему лупить Роберта Хьюза, когда он попытался следовать за группой, выполняя команду режиссера фильма.

http://www.youtube.com/watch?v=hDynC1ulchI

Киносъемки предъявляли дополнительные требования к Микке Третову. Он был вынужден записывать концерты так, чтобы можно было из них сделать музыку к фильму, да еще более высококачественного звучания. А помимо этого рассматривалась возможность выпустить концертный альбом. Записи, правда, все равно были доработаны потом в Швеции. Пришлось заново наложить вокальные партии.

«Их голоса исчезали из микрофона, так как они не могли сосредоточиться на пении, когда приходилось выступать на сцене,- рассказывает Микке.- Они ведь прыгали, танцевали, шел дождь, кричала публика и т. п. Так что очень трудно было добиться качественной записи».

http://www.youtube.com/watch?v=AtudzjbcrLk

«Когда даешь гастрольные концерты, то надо стараться воспроизвести звук таким, каким он был на пластинке. Как можно чище. Одновременно приходится двигаться по сцене, создавая некое подобие танца. Я считаю, что это трудно», – говорит Агнета.

http://www.youtube.com/watch?v=2AE6gkx8qBA&feature=related

«Мы с Бенни заинтересовались жанром мюзикла довольно рано, в самом начале нашей карьеры,- говорит Бьорн. – И когда подходило время турне, то мы подумали, что неплохо было бы создать музыкальный эпизод, который был бы более театрализованным, чем остальные песни».
Темой мюзикла был рассказ о певице, которая хочет стать великой звездой эстрады, но постепенно замечает, что ее успехи превратили жизнь в тюрьму. Были написаны и четыре подходящих к интриге песни.

http://www.youtube.com/watch?v=x3XiNlGtbtQ

«Мне кажется, что именно я привнес эту идею, которая была одновременно простой, гибкой и подходила почти к любой песне,- продолжает Бьерн. – Я помню, что кто-то спросил, почему мы сделали из этого материала лишь мини-мюзикл. Не думаю, что «сюжетец» мог-бы по-настоящему потянуть на целый спектакль».

http://www.youtube.com/watch?v=HYz-DwgF1rY

Еще на ранней стадии было сочтено, что мюзиклу необходим рассказчик. На эту роль всего за несколько дней до начала турне был приглашен 24-летний британский актер Френсиз Меттьюз.

Из четырех песен этого «мини-мюзикла» три вышли потом на пластинках. Это были Thank You For The Music,  I Wonder (Departure), и I m A Marionette.

Во время турне песня Thank You For The Music исполнялась с несколько иным текстом, чем в студийной записи. Кроме того, само сценическое выступление больше походило на кабаре, и некоторые строчки Агнета полу-пела, полу-декламировала. Эта версия песни никогда не была выпущена в виде пластинки. Не вошла она и в готовый вариант фильма.

http://www.youtube.com/watch?v=LJrSaUliEkY

Четвертая песня «мини-мюзикла» Get On The Carousel была до такой степени слабой, что ее шансы на перезапись казались ничтожными. Услышать ее можно только в фильме. Окончательный приговор был вынесен решением «выкрасть» из нее припев для использования в рок-песне Hole In Your Soul. В качестве забавной детали можно добавить, что многие из тех имен, которые называются в тексте песни, имеют прообразы в действительности. Так, «Джерри», например, это явное приветствие главе фирмы Atlantic Records Джерри Гринбергу, который издавал пластинки АВВА в США. Использование фрагментов отброшенных мелодий было отнюдь не новой идеей, а значительной частью работы Бьерна и Бенни…

http://www.youtube.com/watch?v=0LK661sRx8A

Завершение фильма ABBA – The Movie происходило в Швеции. В Стокгольме были сняты дополнительные сцены к фильму. Производилась доработка записей, сделанных во время турне. В фильм были добавлены новые песни.

И хотя фильм   АВВА – The Movie вовсе не является шедевром мирового кино (Лассе Халльстрем сказал, что из всех сделанных им фильмов этим он доволен меньше всего), все же он запечатлел группу на пике ее популярности. Фильм этот сыграл свою роль и в формировании того образа АВВА, который сохранился в памяти людей и сегодня. С этой точки зрения он является одним из важнейших визуальных документов.

http://www.youtube.com/watch?v=el9qRuSpuJk

Когда группа возвратилась в Стокгольм, напряжение несколько спало, однако совсем не исчезло. Все ожидали от них очень многого. Предполагалось, что фильм и следующий студийный альбом выйдут в октябре. Несмотря на 50 часов отснятой пленки, материала хватило бы только на половину фильма, продолжительность которого должна была составлять 100 минут. От группы требовалось не только принять участие в съемках дополнительных сцен, но так же довести саундтрек до студийных стандартов.

Режиссер решил, что у фильма должно быть что-то вроде сюжета. «Я видел множество концертных фильмов с длинными номерами, и это довольно скучно, – говорил он. – Мне кажется, ни один самый преданный фан АВВА не сможет досмотреть до конца полнометражный фильм, если в нем будет одна лишь исполняемая на сцене музыка». Таким образом Халльстрем написал сценарий, уместившийся на пяти с половиной страницах, в котором речь шла о том, как Эшли Уоллес, диджей австралийской радиостанции, передающей музыку кантри, безуспешно пытается взять интервью у АВВА во время их тура по Австралии.

«Когда вы смотрите на себя в фильме, то относитесь к увиденному очень критично: «Почему ты сделала это так, а не иначе? Почему не двигалась здесь более энергично?» – говорила Агнета. Она чувствовала себя на сцене не вполне уверенно и называла свою манеру выступления «лишенной воображения». «В Австралии, независимо от того, сколько людей присутствовало на концерте – 5 тысяч или 50 тысяч, – я всегда сильно нервничала», – говорила Агнета около двух десятилетий спустя.

Члены группы в основном остались довольны фильмом, хотя Бенни и заявил после премьеры: «Мне не нравится, когда я вижу себя на экране». Роль публичной фигуры привлекала его все меньше и меньше.

Для Агнеты главным приоритетом являлось ее материнство. В «АВВА – The Movie» ее черезвычайно умиляли дети, пытавшиеся выразить словами свое восхищение АВВА: «Когда у тебя имеются собственные дети, очень забавно наблюдать подобные сцены». Позже Агнета назвала рождение Кристиана «самым важным событием 1977 года». Агнета размышляла о том, как трудно быть международной звездой. «Я стала гораздо сдержаннее в последнее время, поскольку люди при общении со мной выглядят немного испуганными. Вероятно, это происходит из-за всех этих статей о грандиозном успехе, огромных деньгах и тому подобном. Какое это будет облегчение скрыться от публики после выхода альбома и фильма».

В июле Лассе Халльстрем со своей командой приступил к монтажу фильма. Поскольку нормальный сценарий отсутствовал и режиссер полагался, главным образом, на импровизацию, фильм фактически «создавался» за монтажным пультом. В своей работе Халльстрем в значительной мере руководствовался интуицией.

Перед самым началом съемок распространилось известие о том, что Агнета беременна. Это вносило коррективы в планы группы до конца года, включая выпуск фильма. «Сначала меня охватила паника, – признается Лассе Халльстрем. – На что это будет похоже, если в середине фильма Агнета вдруг появится с животом, а к его концу вновь похудеет?» Проблема была решена за счет одежды, а так же акцента внимания объектива камеры на голове и плечах Агнеты. И все же в некоторых кадрах можно заметить округлившийся животик певицы.

С учетом того, с чем пришлось работать режиссеру, результат получился вполне приличным. Самой большой натяжкой была логическая неувязка в конце фильма. Суть ее в следующем: Эшли упускает последнюю возможность взять интервью в отеле, где остановились АВВА. Ему говорят, что группа отбыла в аэропорт. Но когда он в унынии возвращается в собственный отель, в лифте неожиданно оказываются АВВА. Он в растерянности не может вымолвить ни слова. Что они здесь делают, если в данный момент должны лететь в Швецию?

Для Роберта Хьюза роль Эшли стала большим событием в жизни. Визит в Швецию оказался первым заграничным путешествием актера. Он вспоминает, что получал огромное удовольствие от участия в фильме. «Это лучшее из того, что я когда-либо делал, – восторженно заявил он вскоре после начала съемок. – Мне до сих пор не верится, что я снимаюсь в этой картине…

По словам Майкла Третова, от концертной записи остались только ударные и крики публики. «Так обычно и выпускают «живые» записи, пояснил он. – Девушки совмещали пение с танцами, периодически отдаляясь от микрофонов, к тому же шел дождь, и в таких условиях очень тяжело получить хороший звук.»

Иногда камеры слишком близко приближались к сцене – по крайней мере, так считал Бенни. «Мое отношение к фильму было настолько негативным, что я не хотел, чтобы Лассе снимал на сцене, признавался он. – Мне казалось, что люди из съемочной группы загораживают нас от публики».

Тот факт, что фильм вошел в десятку самых «кассовых» лент 1978 года, доказывает, что он на самом деле проник в сердца поклонников группы. Результат впечатляет. Особенно, если припомнить, какими провалами и неудачами сопровождалась история рок-  и поп -фильмов.

В советском кинопрокате фильм носил название «АВВА» и демонстрировался с осени 1981 года, став поистине культовым зрелищем для почитателей квартета.

Это чудо во многом стало возможным благодаря находчивости и таланту менеджера АВВА Стиккана Андерсона, посетившего Москву в 1980 году вместе с женой Гудрун Андерсон и правой рукой по фирме «Полар» Йорель Хансер, целью приезда которых и были переговоры о демонстрации фильма «АВВА – The Movie» в СССР.

http://www.youtube.com/watch?v=tJG-9O5JLy8

15 декабря 1977 года Стиккан Андерсон присутствовал в австралийском Сиднее на всемирной премьере фильма АВВА – The Movie.
Весь ансамбль был в сборе на премьере фильма в Стокгольме, которая состоялась 26 декабря, а также на вечеринке дома у Стиккана Андерсона после премьеры.

http://www.youtube.com/watch?v=izBu_JY5FXM

Сюжет фильма об «охоте за интервью» подвергся единодушной критике, но по крайней мере один обозреватель сказал о том, что публика воспринимает его по разному. «Это было очень мудро – сделать нас таинственными и недоступными для этого репортера», – сказал Бенни много лет спустя.

Бюджет фильма составил в конечном итоге 5 миллионов крон (625 тысяч английских фунтов) – весьма значительная сумма для шведского кинопроизводства в ту эпоху.

Зритель видит фантасмогорию, на фоне которой группа исполняет «Eagle». Недавно разработанный аппарат спецэффектов, названный «вибрационный ящик», создавал впечатление подъема на сюрреалистическом лифте. Аппарат был изобретен для съемок фильма «Superman», но фактически его впервые использовали в фильме АВВА.  Когда снимались кадры для «Eagle», членам группы пришлось наклониться под углом 45 градусов. При этом они пели и старались выглядеть как можно более естественно.

http://www.youtube.com/watch?v=FT5ILwnGGW8

В целом фильм можно рассматривать как успех, особенно на фоне провалов, которыми изобилует история рок-фильмов. Спустя год после  премьеры его посмотрели свыше пяти миллионов человек – и это до проката в Северной Америке.

Большинство сцен я снимал самостоятельно, – вспоминает Роберт Хьюз, – целиком и полностью импровизируя, без каких бы то ни было репетиций». Это вполне соответствовало стилю «реального кино», в котором в то время работал Лассе Халльстрем.
Права на демонстрацию фильма были проданы скандинавским странам, Западной Германии, Бельгии, Голландии и Израилю.

http://www.youtube.com/watch?v=T9oKVrWjSsU

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>