Фильм «АББА» и альбомы АВВА в СССР

2215 дней назад, автор: Светлана Береговая

Фильм и альбомы в СССР Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», монополист всей музыкальной продукции, выпускавшейся в СССР, группе АВВА уделила больше внимания, чем любой другой зарубежной группе. Немалая заслуга в этом принадлежит предприимчивости и находчивости менеджера и крестного отца АВВА – Стиккана Андерсона, сумевшего найти взаимовыгодное финансовое решение при расчете с советской стороной. Проходило в среднем от двух до четырех лет, прежде чем фирма «Мелодия» выпускала по лицензии пластинку представителя зарубежной эстрады.

Таким образом альбом 1975 года «АВВА» появился на свет в начале 1977 года (был переиздан в 1980 и 1987 гг.), а диски «Прибытие» 1976 года (Arrival) и «Альбом» 1977 года (ABBA – The Album) соответственно вышли один за другим осенью 1978 года (переизданы в 1988 году). Долгоиграющая пластинка «Voulez-Vous» 1979 года была заявлена в каталоге фирмы на конец 1981 года («Мелодия» №4 октябрь-декабрь 1981 г.), однако на прилавках Московских магазинов появилась не ранее декабря 1984 года.

На черном рынке, а яснее говоря у спекулянтов, встречающих всех входящих и выходящих в дверях магазинов, стоимость лицензионных пластинок колебалась от 10 до 15 рублей, при государственной цене 2 рубля 15 копеек и 2 рубля 70 копеек (лаковый конверт) за диск. Дожидаться появления заветной пластинки в открытой продаже было делом почти безнадежным, а потому проще было переплатить услужливым «дядям», что называется, купить «с рук». У них все и всегда почему-то было в избытке. Пользуясь своими знакомствами с продавцами магазинов и работниками Апрелевского ордена Ленина завода грампластинок, а позже и Московского опытного завода «Грамзапись», предприимчивые дяди предлагали только-только отпечатанные пластинки раньше, чем они появлялись в продаже музыкальных магазинов.

Если же кому-то из любителей музыки везло оказаться в нужное время в нужном месте (желательно поближе к прилавку), когда в открытую продажу «выбрасывались» заветные дефицитные пластинки по государственной цене, то счастье от покупки было столь же велико, как и сама очередь, выстраивавшаяся к дверям магазина. Пластинки раскупались иногда столь молниеносно, что у стоявших в очереди сердце то и дело замирало от крика отпускающей пластинки продавщицы кассиру, выбивающему чеки – «Валентина, за «…» не пробивай!

Безусловно, оформление пластинок и качество записи советских дисков не могло сравниться с аналогами из таких стран «загнивающего капитализма», как США, Канада, Англия, Франция, Германия и Швеция. «Фирменный» диск АВВА, выходивший в этих странах, стоил у тех же дядей в среднем от 30 до 50 рублей, при среднемесячной зарплате советского труженика в 120 рублей. Сольные работы участников АВВА, ранние пластинки группы 1973 и 1974 гг., последние диски-гиганты 1980 и 1981 годов не издавались в Советском Союзе, а потому достать их было сложнее, а порой и просто невозможно. Стоимость тех редких экземпляров, привезенных «оттуда», как в случае с двойным альбомом «Chess» 1984 года, доходила на черном рынке до 100 рублей.

Еще одним подарком для почитателей квартета, помимо четырех пластинок фирмы «Мелодия», стал фильм «АВВА – The Movie», прошедший по широким экранам нашей необъятной Родины. В советском кинопрокате он носил название «АББА», был куплен с правом показа на пять лет и демонстрировался в кинотеатрах с лета-осени 1981 года. В августовском выпуске телепрограммы «Спутник кинозрителя» ведущая программы Ирина Мирошниченко представила фильм, и с сентября 1981 года он пошел в Москве. Прокатная копия была короче оригинала на пять минут. Были вырезаны концертное исполнение песни «I ve Been Waiting For You» и сцена в гостинице, где, разглядывая австралийскую прессу, участники квартета обсуждают заголовок одной из газет. Речь заходит о сексуальных извращениях, ибо статья озаглавлена «Извращенческая бархатная кровать АББА».

Кинопроекционное оборудование советских кинотеатров не позволило тогда оценить всю прелесть звуковой палитры фильма. В Советском Союзе не существовало, как за рубежом, современных кинотеатров с многоканальной звуковой системой Dolby. Но фильму «АББА» это не помешало стать для поклонников ансамбля чем-то бОльшим, чем просто съемками гастролей группы по Австралии. Кинолента стала культовым зрелищем, на которое ходили, как на эстрадный концерт. Ходили по многу раз.

Но жить спокойно, не преодолевая трудностей, которые мы сами себе и создавали, не хотелось, не умелось и не моглось.  Потому 11 февраля 1982 года в газете «Комсомольская правда» появилась разгромная статья «Где начинается коммерция – послесловие к фильму «АББА». В результате на адрес редакции пришли тысячи гневных писем почитателей квартета, а фильм тем временем незаметно исчез с экранов центральных кинотеатров столицы. По телевидению он был впервые показан в полном варианте 4 января 1998 года каналом ОРТ.

(Дмитрий Шипов. «АББА в Советском Союзе». Статья в книге «АББА. Люди и музыка» К.М.Пальм)

Сергей Серов. Личный Музей ABBA  http://www.youtube.com/watch?v=1VCwuGLHf1Y

Интервью с Севой Новгородцевым http://www.youtube.com/watch?v=fIt2ZDypP6g

Документальный фильм «Наша АББА» http://www.rutv.ru/video.html?vid=52840&cid=5079&d=0

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>