Загадка АВВА

2187 дней назад, автор: Светлана Береговая

В чем секрет АВВА?

История АВВА – это история о том, как четверо музыкантов из небольшой североевропейской страны и их упрямый, неутомимый менеджер бросили вызов всему миру и победили. Она носит глубоко личный и в то же время в высшей степени публичный характер, и ей присущи все перипетии  великой нордической саги – триумф и трагедия, бедность и богатство. Но главное в ней – это лавина великолепной музыки, захлестнувшей земной шар.

http://www.youtube.com/watch?v=XLC6bz8Tr-4&feature=related

Из двух инструменталистов АВВА один был музыкантом-самоучкой, чья целеустремленность служила движущей силой группы, другой – одаренным сочинителем песен, унаследовавшим свой талант от деда. Из двух певиц одна была секс-символом поневоле, для которой слава явилась чашей с ядом, другая – честолюбивой сиротой, которая самоутверждалась до тех пор, пока не превратилась в принцессу. Усердие их менеджера, стремившегося сделать из них то, чем они в итоге стали, имело для него, в буквальном смысле слова, фатальные последствия.

http://www.youtube.com/watch?v=4Rgh6AYzVgw&NR=1

Считается, что больше всего своих пластинок продали Beatles, а за ним следует Элвис Пресли. Благодаря новой волне интереса, которая, судя по всему, не собирается спадать, АВВА остаются одними из немногих претендентов на третье место. По прошествии времени после их последнего совместного выступления они имеют один из самых сильных ретро-каталогов в истории популярной музыки. Как группа они выступали с 1972 по 1982 год, неоднократно побивая в этот период рекорды по продажам пластинок. АВВА, несомненно, являются мегазвездами.

http://www.youtube.com/watch?v=dZBWy_b017E&feature=related

Время показало, что популярность АВВА не зависит от счастливой случайности или стечения обстоятельств, а является величиной постоянной. При почти полном отсутствии реальной творческой деятельности по всему миру множатся группы, создаваемые в «честь» АВВА. Все новые поколения продолжают открывать для себя музыку АВВА, и практически все европейские фабрики хитов воспринимают ее в качестве главного источника вдохновения.

http://www.youtube.com/watch?v=dZBWy_b017E&feature=related

Очень важное значение имеет исторический и культурный контекст, в рамках которого АВВА осуществляли творческую деятельность. Если АВВА являлись результатом прогресса послевоенных десятилетий и связанного с ним оптимизма, захлестнувшего Запад в этот период, то их сага представляла собой шведскую версию этого процесса развития, разворачивавшуюся параллельно с переходом нации от состояния нищеты и экономического застоя к высокоразвитому постиндустриальному обществу.

http://www.youtube.com/watch?v=OI3bTXq0Fkk&feature=related

Кроме того, не следует забывать о географии. Швеция – холодная, пасмурная страна на протяжении большей части года, и поэтому неудивительно, что ее жителям свойствен сумрачный вид. Они трудолюбивы, прагматичны, сдержаны в проявлении чувств, углублены в себя и зачастую стараются не выделяться на фоне других. Тем более странно, что эта нация дала миру целый ряд популярнейших поп-музыкантов.

http://www.youtube.com/watch?v=UiBuNRkhGok

Но хотя песни АВВА зачастую исполнялись в сопровождении лучистых улыбок и в атмосфере сверкающей эйфории, даже в самых веселых и радостных из них всегда звучал оттенок грусти и сожаления. Эта меланхолия – характерная черта шведского национального характера, которой он обязан географическим условиям страны. Духовные корни творчества АВВА глубоко уходят в историю и географию Швеции. Главной особенностью политики страны, не воевавшей с начала XIX века, была доктрина «неприсоединения в мирное время и нейтралитета во время войны».

http://www.youtube.com/watch?v=qDAlie1fxdE&feature=related

На международной арене Швеция играла роль стабилизирующего фактора в условиях идеологического и политического противоборства систем с различным общественным строем. Это вполне логично для нации, чья социальная структура в значительной мере зиждется на концепции равенства и взаимного согласия. АВВА представляли собой демократическое общество, которому были присущи элементы, соответствовавшие этой философии: каждый член группы имел право голоса – «шведская манера», как однажды очень точно охарактеризовал эти взаимоотношения Бьерн Ульвеус.

http://www.youtube.com/watch?v=9BE9Fb7ptJE

История АВВА – это не история сенсации, мощного взрыва на мировой сцене поп-музыки. Они могли петь о том, что встретили свое Ватерлоо, пробившись к мировой известности, но пришли к этому отнюдь не в результате тяжелой, кровавой битвы. Они сумели четко осознать свой потенциал. Музыканты прильнули к истокам шведской культуры и не признавали ограничений, которые были способны выхолодить творческий дух. Вероятнее всего, добиться всемирной славы им в первую очередь помогла непоколебимая решимость вырваться со своей музыкой за пределы национальных границ.

http://www.youtube.com/watch?v=Qs5A3B-LBLQ&feature=related

Принято считать, что профессиональная этика и прагматизм, которыми славятся шведы, в особенности свойственны жителям южной области Смоланд. Неудивительно, что половина АВВА – Бьерн Ульвеус и Агнета Фельтскуг – являются уроженцами Смоланда, как неудивительно и то, что менеджер группы Стиг Андерсон родился и вырос в соседней провинции Вестерланд, чьим обитателям тоже присущ этот дух.

http://www.youtube.com/watch?v=9lkNIKZ2nD4

Можно было подумать, что члены АВВА сознательно потратили десять лет, учась быть звездами в Швеции, прежде чем выйти на международную арену, дабы обрести уверенность в себе. Они стали группой тогда, когда каждый из них смог привнести в совместное творчество что-то свое – необходимое условие существования любого музыкального коллектива, стремящегося достигнуть высшего уровня.

http://www.youtube.com/watch?v=p_aX4inNtJg

Бьерн Ульвеус – «становой хребет» группы, ее неофициальный лидер, критик, общественное лицо и, наконец, изысканный поэт. Бенни Андерссон – ее музыкальная душа, создатель мелодий, интуитивно находивший нужный мотив в бесконечном музыкальном потоке. Анни-Фрид (Фрида) Люнгстад – темноволосая красавица с дивным голосом, удивительным образом сочетающая в себе силу духа и ранимость, чей образ жизни всегда был вызовом условностям. Агнета Фельтскуг – блондинка, обыкновенная девушка, ставшая суперзвездой поневоле, сердцеедкой, секс-символом группы.

http://www.youtube.com/watch?v=h7XSn7ueqjc

В попытках АВВА открыть себя миру менеджер Стиг Андерсон практически являлся пятым членом группы. Стиг – это гремучая смесь решительности, отчаянного стремления к самоутверждению и искренней любви к шоу-бизнесу. В силу особенностей структуры группы в процессе ее становления он играл более важную роль, нежели большинство других менеджеров в истории поп-музыки.

http://www.youtube.com/watch?v=Pviym-_tI9g

Как правило, все великие группы начинали свою карьеру, выступая в клубах до тех пор, пока не попадали на глаза импресарио, который затем добивался для них контракта на звукозапись. С АВВА дело обстояло иначе. Они сформировались в лоне компании Стига Андерсона. То, что его Polar Music начала выпускать их записи, было почти случайностью, экспериментом. На первых порах он выступал даже в качестве соавтора их материала, а спустя несколько лет их уже тесно связывали общие деловые интересы.

http://www.youtube.com/watch?v=L31tG5yqkNc&NR=1

Помимо свадеб, разводов и рекордных продаж пластинок, что до того момента определяло имидж АВВА в глазах публики, существует и другая правда. Блестящий фасад надежно скрывал истинную сущность людей, создавших этот феномен, и реалии их подлинной жизни. Любопытно, но зачастую имидж полного благополучия придумывали за музыкантов международные СМИ, игнорируя их попытки рассказать о себе правдивую, никому не известную историю.

http://www.youtube.com/watch?v=yZ4yYmxAVmw&feature=related

Когда АВВА появились на поп-сцене как музыкальный коллектив , публика и пресса воспринимали их как каких-то сказочных персонажей. Они представляли собой две пары, связанные любовью и оптимистичной поп-музыкой.

Все четверо жили вместе в идиллическом пригороде, словно одна большая счастливая семья. Этот имидж был создан шведскими еженедельниками. После Рождества 1972 года один из журналов даже опубликовал фотографию на целый разворот, на которой четверо друзей отмечают праздник, все как один одетые в красное.

Возможно, эта история ждала, когда появится другой прагматичный швед, такой же, как члены АВВА, чтобы представить ее без прикрас и во всей ее многогранности. По крайней мере, я попытался сделать это и надеюсь, что мне это удалось.

(Карл Магнус Пальм – официальный биограф АВВА)
http://www.youtube.com/watch?v=Gzg1WIxn374

 

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>